несоответствия словам или друг другу.
Визуальное наблюдение должно дополняться внимательным слушанием, в том числе
сопутствующих рассказу пациента звуков: кашля, вздохов, плача или смеха. Более тонкое слуховое
наблюдение может потребовать от психотерапевта полного внимания в ущерб визуальному, чтобы
иметь возможность следить за тембром, ритмом, интонацией речи, анализировать словарный запас
пациента. Пациенты говорят тремя голосами в зависимости от активированного Я-состояния: Родителя,
Взрослого или Ребенка.
Эти наблюдения крайне важны и должны предшествовать применению техник. Кроме того,
приоритетное значение имеют личный интерес и забота о пациенте и его благополучии.
Терапевтические действия
В процессе проведения групповой терапии Берн рассматривает восемь категорий
терапевтических операций, или основных техник, трансактного анализа. Каждая сопровождается
определенными рекомендациями. Первые четыре операции считаются простыми вмешательствами.
Остальные являются интерпозициями, цель которых укрепить Взрослого, поместив нечто между ним и
другими Я-состояниями (Родителя и Ребенка), чтобы пациенту было труднее соскальзывать в состояние
Родителя или Ребенка.
1. Расспрос. Расспрос проводится для уточнения клинически важных моментов. Эта техника
используется только в том случае, если психотерапевт уверен, что отвечает ему Взрослый пациента. Как
правило, расспрос проводится лишь для получения сведений, необходимых в данный момент, иначе
пациент может начать игру в «сбор психиатрического анамнеза».
2. Конкретизация. Задачей применения данной техники является фиксация некоторых вещей в
уме пациента: психотерапевт соглашается со сказанным, повторяет (отражает) слова пациента или
информирует его об этом. Техника используется с целью профилактики отрицания пациентом
сказанного или подразумеваемого или в качестве подготовки к объяснению.
3. Конфронтация. При конфронтации психотерапевт использует ранее полученную
информацию, показывая ее непоследовательность. Задачей является подпитка психической энергией
незараженных частей Взрослого Я-состояния пациента. В случае успеха пациент отреагирует инсайтом.
Техника применяется, когда пациент разыгрывает из себя «дурачка» или когда не способен осознать
непоследовательность информации.
4. Объяснение. Объяснение используется с целью усиления, обеззараживания или
переориентации Взрослого у пациента. Техника применяется при достаточной подготовке пациента,
когда психотерапевта готов выслушать Взрослый; ее можно использовать и в том случае, когда пациент
колеблется между игрой и обращением к себе. Объяснения должны быть краткими, иначе может
начаться игра «психиатрия трансактный тип».
5. Иллюстрация. «Иллюстрация представляет собой рассказ или сравнение, следующие после
успешной конфронтации, с целью подкрепления достигнутых результатов и смягчения возможных
нежелательных эффектов» (Berne, 1966, р. 237). Иллюстрации могут приводиться непосредственно после
конфронтации или быть отложены «от десяти минут до десяти недель», чтобы пациент мог успокоиться
и только после этого получить дополнительный толчок. Иллюстрации должны быть легкими, живыми
или с оттенком юмора; кроме того, они должны быть понятны не только Взрослому, но и Ребенку
пациента. Таким образом, иллюстрации используются при условии внимания со стороны Взрослого и
так, чтобы это мог слышать и Ребенок. Причем психотерапевт должен быть уверен, что Родитель в
пациенте не возобладает. Кроме того, иллюстрации используются еще и затем, чтобы дать пациенту
понять: терапия не всегда проходит в торжественной обстановке. Следует иметь в виду, что
психотерапевт не должен быть единственным, кто смеется над шуткой.
6. Подтверждение. По мере укрепления Взрослого пациент предоставляет материал для
подтверждения своей конфронтации, этот материал психотерапевт впоследствии подкрепляет
подтверждением. Техника применяется при условии, что Взрослый достаточно окреп и способен
помешать Родителю в использовании информации против Ребенка или Ребенку в использовании ее
против психотерапевта. Не следует использовать данную технику в случае неуспеха предшествующей
|