давление.
Улучшение у мужа и детей пациентки продолжалось и после прекращения психотерапии.
Следует добавить, что муж теперь стал мыть волосы.
Самое малое, что можно сказать об этом случае, это то, что он представляет собой бегство в
здоровую семейную жизнь. Единственным законным клиническим требованием к трансактному анализу
являются результаты столь же хорошие, как и результаты любого другого психотерапевтического
подхода, или превосходящие их, с учетом затраченного времени и усилий. Улучшение сохранялось при
годичном проспективном наблюдении.»
Заключение и оценка
Заключение. Трансактный анализ разделяет личность на три Я-состояния: Родитель, Взрослый и
Ребенок. Ребенок происходит из актуальных детских переживаний, Родитель представляет настоящих
родителей их поведение и влияние, как в плане запретов, так и поощрений. Взрослый представляет
исследование реальности, регулирует и опосредует взаимодействия между Родителем и Ребенком.
Любое поведение может быть связано с одним из этих Я-состояний. В раннем возрасте ребенок
разрешает определенные проблемные ситуации некоторыми способами, приводящими к формированию
отношения к себе и жизни, жизненной позиции. Жизнь ребенка становится процессом утверждения или
оправдания этой позиции с устранением нависших над ней угроз. Существуют четыре основные
жизненные позиции, затрагивающие самого индивида и его окружение.
1. Я о'кей; вы о'кей.
2. Я о'кей; вы не о'кей.
3. Я не о'кей; вы о'кей.
4. Я не о'кей; вы не о'кей.
Индивид, если только он не уклоняется от социальных контактов, использует социальное
взаимодействие для удовлетворения стимульного голода, включающего потребность в контакте,
признании и структуре для организации своего времени. Эти контакты включают деятельность,
ритуалы, простые трансакции, времяпрепровождения и игры. Все они испытывают влияние жизненной
позиции индивида, его жизненного сценария, или плана, которые вытекают из решения, принятого
Ребенком под воздействием родителей. Самостоятельный индивид способен возвыситься над игрой и
жить в естественной близости с окружающими.
Психопатология включает расстройства в Я-состояниях и их взаимодействии, проистекающие из
трагического жизненного сценария. Психотерапия, или трансактный анализ, пытается преодолеть эти
расстройства, освободить индивида от этого трагического сценария с помощью структурного анализа
(анализа Я-состояний), трансактного анализа, анализа игры и анализа сценария.
Трансактный анализ считается довольно простым. Сам Берн указывал на его простоту и
обязательность всего только пяти терминов
Родитель, Взрослый, Ребенок, игры и сценарии
которым можно обучить пациентов за две-три сессии.
Оценка. Эта кажущаяся простота вместе с тем является величайшей проблемой и основным
недостатком трансактного анализа, мешающей его признанию серьезным профессиональным методом
психотерапии. Эта «простота» стала причиной широкой популярности подхода. Буквально сотни его
последователей прошли подготовку на краткосрочных курсах и семинарах, где преподают сильно
упрощенные терминологию и концепции, поэтому понимание ими теории и практики трансактного
анализа сильно ограничено. Простейшая форма трансактного анализа стала массовой терапией для тех,
кто легко осваивает его терминологию.
Хотя многих эта ситуация устраивает, она имеет, как минимум, два недостатка. Во-первых,
некоторые терапевты, плохо понимающие подход Берна, могут быть директивными и
манипулятивными в своих действиях. В результате трансактный анализ может стать массовой игрой,
выгода которой состоит в гонораре клинициста или консультанта. Перлз (Perls, 1969) писал:
«Действительная игра, в которую они играют, навязчиво приписывая каждое предложение Родителю
или Ребенку, остается без названия». Во-вторых, в широкой практике некоторые терапевты могут
|