«Внутри и вне помойного ведра» (In and Out of the Garbage Pail), последняя из которых
автобиографична. Перед смертью Перлз работал над двумя книгами: первая была посвящена теории, а
вторая практике. Перлз ощущал, что две ранее опубликованные книги (Ego, Hunger and Aggression, 1947,
и Gestalt Therapy: Excitement and Growth in Personality,
1960) были трудны для восприятия и, кроме
того, уже устарели. Его беспокоило преимущественное внимание многих клиницистов к техническим
вопросам в ущерб теории, поэтому Перлз намеревался точнее сформулировать свою теорию. После
смерти Перлза Роберт Шпицер, главный редактор издательства Science and Behavior Books,
которому
Перлз завещал свои материалы, опубликовал эти две книги. Первая из них (The Gestalt Approach and
Eyewitness to Therapy,
1973) насчитывала 114 страниц теоретического материала и 88 страниц
фрагментов описания видеозаписей с комментариями. Другие материалы с дополнительными
выдержками из описания видеозаписей вышли во второй части книги «Наследие Фрица» (Legacy from
Fritz, Baumgardner & Perls, 1975). В первой части Патрисия Баумгарднер обсуждает клинические аспекты
гештальт-терапии и делится воспоминаниями о работе с Перлзом. Хотя книга написана довольно
понятно, теоретический материал плохо организован, не систематизирован, не представителен.
Имеются отступления, материал, посвященный одной теме, распылен (например, описания
невротической личности), отсутствуют общие выводы. Таким образом, эти книги не подменяют ранних
произведений Перлза. Тем более что материал этот нельзя назвать абсолютно новым, многое написано
в предшествующие десять лет.
После смерти Перлза наблюдалось оживление активности. Никто не претендовал на место
Перлза; он был уникальным и незаменимым. Вышло множество публикаций, которые по большей части
содержали повторение и собственные вариации на тему произведений Перлза. В дополнение к
журнальным публикациям вышли многочисленные сборники статей (Pagan & Shepherd, 1970; Hatcher &
Himmelstein, 1976; Latner, 1973; Simkin, 1974; Smith, 1976; Stephenson, 1975; Zinker, 1977). Ни один из них не
может считаться полным, систематизированным учебником для освоения гештальт-терапии. Вполне
возможно, что это является запланированным (или незапланированным) следствием часто звучащего
изречения, что единственным путем понимания гештальт-терапии является практический опыт и
обучение в соответствующих институтах. Тем не менее двое ведущих преподавателей и клиницистов,
Эрвинг Полстер и Мириам Полстер, в течение многих лет работавшие в Кливлендском институте,
прежде чем переехать в Калифорнию и возглавить Центр гештальтистской подготовки в Сан-Диего
(Gestalt Training Center), выпустили систематизированное руководство «Интегрированная гештальт-
терапия» (Gestalt Therapy Integrated,
Erving Polster & Miriam Polster, 1973). Представленное здесь
обсуждение является попыткой интегрировать ранние и поздние идеи Перлза в некую систему.
Недавно в серии Key Figures in Counselling and Psychotherapy вышла книга, посвященная жизни
Перлза, его вкладу в теорию и практику, а также влиянию на развитие психотерапии в целом (Clarkson &
MacKewn, 1993). Осенний номер журнала The Gestalt Journal за 1993 г. был посвящен столетней
годовщине со дня рождения Фрица Перлза.
Становление и развитие
Перлз испытал на себе влияние разнообразных теоретических подходов к психотерапии, что
нашло отражение в созданной им гештальт-терапии. Базовую подготовку он получил по психоанализу.
Перлз полагал, что психоанализ и теоретические концепции Фрейда являются той основой, на которой
строится его собственный подход, хотя методы его построения преимущественно заключаются в
изменении психоаналитической теории. В частности, он заменил половой инстинкт инстинктом голода
в качестве главного. Будучи психоаналитиком, Перлз испытал на себе влияние Вильгельма Райха,
включая взгляды Райха на аффект, вовлечение организма в невроз, внимание к форме, а не к
содержанию (в том числе к невербальному поведению), конфронтацию как метод вмешательства, а
также техники, специально подобранные к конкретному пациенту. Перлз испытал влияние
экзистенциальной теории с ее акцентом на личной ответственности за мысли, чувства, поступки и на
непосредственных переживаниях понятие «здесь и сейчас», взаимоотношения «я-ты», вопросы
«что?» и «как?» вместо «почему?» по отношению к переживаниям и поведению.
|