Перлз считает гештальт-терапию одним из трех экзистенциальных подходов, наряду с
логотерапией Франкла и дазайн-анализом (daseinanalysis)
Бинсвангера. С другой стороны, прежде чем
Перлз отверг психоанализ, гештальт-психология оказала на него влияние в процессе работы с
Гольдштейном и чтения произведений Левина. Немецкое слово Gestalt,
обозначающее «целое,
конфигурацию, интеграцию, стереотип или форму», занимает центральное место в теории Перлза.
Гештальт-концепция фигуры-фона является основной также и в разработанной Перлзом теории
потребностей и их удовлетворения в стремлении к самоактуализации (этот термин впервые употребил
Гольдштейн). Идея регуляции организма заимствована из гештальт-психологии, как и концепция
закрытия или завершения формирования гештальта, к которой прибегает Перлз при описании
незавершенных дел. Гештальт, в представлении Перлза, имеет отношение к цельности завершенных
действий, а также интеграции разрозненных частей личности в единое самоактуализирующееся целое.
Перлз расширяет понятие гештальт-восприятия, которое включает у него не только восприятие
внешнего мира, но и восприятие телесных процессов, чувств и эмоций.
На Перлза также оказал воздействие общесемантический подход (I. A. Richards and A. Korzybski) в
смысле четкого и определенного использования языка. Наконец, сказалось влияние дзэн-буддизма и
даосизма в отношении принципа противоположностей (инь и ян) и признания того, что люди могут
превзойти себя, только став собой, приблизившись к собственной природе.
Все эти и другие концепции включены Перлзом в гештальт-терапию. Хотя сама по себе теория не
была систематизирована и четко оформлена, работа Перлза создает основу для такой интеграции.
Философия и концепции
Перлза больше интересовали поступки и переживания, чем философия. Он сознавал важность
философии, однако неоднозначно относился к созданию систематической философии, «которая успешно
включала бы в себя человека и все остальное» (1969b). Вместе с тем, в явном или неявном виде, но эти
представления о природе человека и жизненного опыта присутствуют в гештальт-терапии, как и в
любой другой; многие из ее концепций являются философскими.
Перлз отвергал представление о том, что люди находятся под контролем внешних и/или
внутренних факторов; в этом он расходится с психоанализом. Это отвержение основывается на двух
идеях: 1) люди несут ответственность за самих себя и свою жизнь, 2) важнейший вопрос о человеческом
опыте и поведении звучит не «почему?», а «как?» За этими представлениями стоит убежденность в том,
что люди свободны и обладают потенциалом к изменению. В соответствии с гештальтистскими
принципами, Перлз отвергает дуализм разума и тела, тела и духа, мыслей и чувств, мышления и
действия, чувств и действий. Такой отказ от дуализма лежит в основе концепции холизма.
Природа организма
Холистический принцип. Перлз приводит высказывание Вертгеймера о гештальтистской
теории: «Существует целое, поведение которого не определяется поведением его отдельных элементов,
а сами частичные процессы определяются внутренней природой целого» (1947, р. 27). Люди это
единые организмы, они всегда функционируют как целое. Не существует «Я», которое состоит из тела,
разума и души, все это Мы, существующее как организм. Здоровый организм это чувство,
мышление и активное бытие. Эмоции имеют мыслительный, действенный (физиологический), а также
чувственный аспекты.
«Психическая деятельность, по-видимому, осуществляется всем организмом в целом на более
низком энергетическом уровне, чем деятельность, которую мы называем физической... психическая и
физическая стороны человеческого поведения не являются... независимыми объектами и не могут
существовать отдельно от человека и друг от друга» (Perls, 1973, pp. 13-14).
Тело, разум и душа представляют собой аспекты целостного организма.
Диалектический принцип гомеостаза. Перлз испытал влияние философа Зигмунда
Фридландера, который в своей книге «Креативная индифферентность» (Creative Indifference) развивает
|