Navigation bar
  Print document Start Previous page
 268 of 400 
Next page End  

послушным. Ребенок начинает манипулировать окружением , когда он не может получить поддержку
извне и не может проявлять самостоятельность; это называется «тупиком».
Нормальный рост и развитие не обходятся без проблем, как показывают трудности достижения
зрелости. Тревога является неизбежной спутницей научения. Это следствие «разрыва между настоящим
и будущим. Теряя твердую опору настоящего и начиная заботиться о будущем, вы испытываете тревогу»
(Perls, 1969a, р. 30). Такова же природа страха перед публикой: когда действие начинается, возникает
возбуждение, обеспечивающее успех. В более поздней формулировке Перлз (Perls, 1973) использует
слово ужас
(dread)
в качестве синонима тревоги;
ужас — это смутное, недифференцированное
ощущение опасности, которое перерастает в страх, когда возникает объект, которому придется
противостоять.
Возникают также и другие проблемы, сходные с инстинктом голода или связанные с ним. Хотя в
своих последних работах Перлз обсуждает их в рамках невроза, более раннее признание их проявлений
при нормальном развитии также сохраняется. Таким образом, эти проблемы рассматриваются именно
здесь, а не в контексте невроза.
Процесс ассимиляции не всегда проходит гладко, на его пути встречаются разнообразные
препятствия. Здесь прослеживаются параллели физиологического и психического функционирования.
«Наша установка по отношению к пище оказывает огромное влияние на умственные
способности, на способность к пониманию, к вонзанию зубов в стоящую перед нами задачу. Тот, кто не
использует свои зубы, утрачивает способность использовать на собственное благо эти деструктивные
функции» (Perls, 1947, pp. 114-115).
Такие люди чрезмерно скромны и бесхребетны, однако за их кажущимся равнодушием к пище
скрывается жадность. Другим типичным примером такой паразитической натуры является человек,
живущий в постоянном бессознательном страхе голода и ищущий финансовой безопасности в жизни.
Все это отражает нарушения границы контакта между индивидом и окружением.
Другая форма такого нарушения заключается в сопротивлении,
связанном с оральным
развитием, включая отсутствие голода в форме сниженного аппетита: «Я не могу проглотить ни
кусочка». Аналогией является неспособность переварить неприемлемую информацию. Еще одна форма
сопротивления —
отвращение,
неприятие или эмоциональное отвержение пищи. Отвращение к
объекту — это реакция на него, словно он находится в желудке. Существует четыре других основных
нарушения границ: интроекция, проекция, слияние (confluence) и ретрофлексия.
«Интроекция означает сохранение структуры поглощенных вещей, в то время как организм
требует их разрушения» (Perls, 1947, р. 129), чтобы могла произойти ассимиляция. Интроецированное,
не «пережеванное», а «проглоченное» остается интактным как инородное тело в системе. Интроекция —
это естественная форма питания на этапе сосания. Сохранение этой формы в более позднем возрасте
связано с нарушениями на этапе кусания и жевания. Оральная агрессия (кусание) блокируется в
сочетании с навязыванием ребенку пищи. Оральная агрессия смещается, отчасти направляется на других
людей. Насильственное кормление также ведет к появлению отвращения к пище, которое подавляется, а
пища проглатывается в непрожеванном виде или крупными кусками. При интроекции организм
реагирует на объект или ситуацию как на пищу, «проглатывая целиком», однако впоследствии не может
их «переварить».
С психологической точки зрения интроекция представляет собой некритичное принятие чужих
концепций, стандартов поведения и ценностей. Человек с привычкой к интроекции не развивает
собственную личность. Интроекция противоречивых или несовместимых концепций или ценностей
ведет к дезинтеграции личности. При интроекции граница между самостью и миром смещена вглубь
самости, поэтому от нее мало что остается.
Проекция это помещение во внешний мир тех частей собственной личности, с которыми
индивид не желает (или не может) отождествить себя (или которые не может выразить).
«Проецирующий человек не может удовлетворительно различать внешний и внутренний миры» (Perls,
1947, р. 157). Чувство вины приводит к проекции вины на что-либо или кого-либо другого. Проекции
обычно делаются на внешний мир, однако могут иметь место и внутри личности, например проекция на
сознание. Проекция приносит временное облегчение, однако препятствует контакту, отождествлению и
принятию ответственности.
Hosted by uCoz