Проблемы невротической личности лежат не в прошлом, а в настоящем. Терапевт должен,
следовательно, работать с имеющимися видами поведения и проблемами через развитие осознания
здесь и теперь. Разрешение текущих трудностей способствует разрешению остаточных проблем
прошлого, которые одновременно являются и текущими проблемами. С помощью терапии пациент
учится жить в настоящем, переживая терапевтическую ситуацию здесь и сейчас.
Фокусируясь на текущих проблемах, гештальт-терапия является эмпирической терапией.
Пациенту предлагают пережить как можно больше собственных проявлений жестов, дыхания, голоса
и т. д. Переживая способы блокирования, или «прерывания», себя, пациент лучше осознает, в чем,
собственно, заключается его самость. Сосредоточение на себе, то есть на человеке, испытывающем
переживания или понимание, возлагает на пациента ответственность за чувства, мысли и действия.
Пациент начинает осознавать взаимоотношения между чувствами и поведением в разных сферах,
приобретая, таким образом, способность интегрировать разрозненные части своей личности,
восстанавливать равновесие и соответствующие границы между собой и окружением.
Незавершенные или прерванные дела пациента в прошлом необходимо пережить вновь, а не
просто припомнить, чтобы разрешить их здесь и теперь. Разумного объяснения или понимания
(инсайта) тут недостаточно. Психотерапевт предлагает пациенту сосредоточиться на каждой конкретной
области незавершенного дела. В отличие от свободных ассоциаций в психоанализе, гештальт-терапия
придает особое значение концентрации. (Перлз называл свой метод «терапией концентрации», пока не
подыскал название гештальт-терапия.) Свободные ассоциации ведут к избеганию, полету идей, или
«диссоциации». Концентрация подразумевает фокусирование на фигуре, а не на фоне.
Несмотря на присущие пациенту нарушения и замешательство, на первом плане всегда можно
разглядеть некое гештальт-образование, пусть даже загрязненное и фрагментарное. Причиной его
появления служит тот факт, что оно отражает наиболее насущную в настоящий момент потребность. Как
правило, это бывает потребность в безопасности и поддержке со стороны психотерапевта в сочетании с
сопротивлением, связанным с сохранением самостоятельности. В безопасной обстановке терапии
незавершенные ситуации (или проблемы) могут образовать более четкие фигуры. Концентрация
необходима для преодоления сопротивления. Когда каждый элемент незавершенного дела наконец
завершен, гештальт также завершается и уничтожается, а пациент готов перейти к другому элементу
незавершенного дела. В конце концов удается достичь того, что пациент уже не прерывает себя и
процесс ассимиляции/деструкции.
Терапия, таким образом, с помощью фокусирования на признании и осознании интересов и
потребностей, пытается восстановить нормальный процесс, благодаря которому эти интересы и
потребности могут сформировать фигуру и быть проработаны либо путем поиска их удовлетворения в
окружении, либо путем решительного отстранения от них с закрытием гештальта. Следовательно,
гомеостаз, или процесс саморегуляции, может быть продолжен без прерывания и аккумуляции
незаконченных дел или незавершенных гештальтов. Поскольку целью терапии является не разрешение
проблем пациента, а обучение пациента их разрешению, терапия не является процессом решения
проблем. После завершения терапии пациент должен уметь решать собственные текущие проблемы, а
также самостоятельно предотвращать, уменьшать или разрешать будущие проблемы.
Проведение и техники
Систематическое описание методов и техник гештальт-терапии отсутствует. Конкретные
упражнения представлены в книге «Ego, Hunger and Aggression» (Perls, 1947), а также в «Gestalt
Therapy» (Perls et al., 1951). Вместе с тем поскольку невроз является признаком задержки роста,
лекарством должна быть не столько терапия, сколько метод возобновления роста. Именно эту цель
преследуют упражнения. Задача состоит в обнаружении своего «Я», что достигается не путем
интроспекции, а через действие.
У среднего человека осознание развито недостаточно. Первая половина книги «Gestalt Therapy»
содержит упражнения, призванные помочь человеку развить осознание своего функционирования как
организма и как личности. Первый комплекс упражнений предназначен для всех и направлен на:
|