контактирование с окружением с помощью осознания текущих чувств, ощущения
противонаправленных сил, концентрации внимания, дифференциации и объединения;
развитие самоосознания через воспоминания, оттачивание чувства тела, переживание
непрерывности эмоций, слушание собственных вербализаций, интегрирующее осознание;
направление осознавания посредством превращения слияния в контакт и изменения тревоги
на возбуждение.
Другой комплекс упражнений нацелен на хронические нарушения функционирования организма,
его назначение состоит в изменении этих процессов посредством:
ретрофлексии, путем исследования ошибочного поведения, напряжения мышц, выполнения
противоположного действия;
интроекции, путем интроецирования и процесса еды, и смещения и переваривания
интроектов;
проекции, путем обнаружения проекций и ассимиляции проекций.
Эти упражнения являются неотъемлемой частью терапии.
Особое внимание уделяется уникальным способам, при помощи которых пациенты пытаются
манипулировать своим окружением (включая психотерапевта) для получения внешней поддержки.
Таким образом, терапия строится в духе импровизации. Методы варьируют в зависимости от пациента
и конкретной ситуации, при этом психотерапевт опирается на уже известные техники. «Годится все, что
способствует осознаванию» (Enright, 1975). Вместе с тем у психотерапевтов имеется некоторое единство,
несмотря на различия в методах и стиле. «Вариантов гештальт-терапии столько же, сколько гештальт-
терапевтов» (Latner, 1973). Некоторые техники все же можно считать общими, если не сказать,
стандартными. Все они направлены на осознание.
Во многих случаях гештальт-терапия проводится в группах либо в форме семинаров, которые
предложил Перлз, когда психотерапевт работает с индивидом в условиях группы, или в более
традиционной групповой форме, когда психотерапевт обычно уделяет внимание только одному
человеку в каждый конкретный момент. В предисловии к книге «Ego, Hunger and Aggression» 1969 г.
издания Перлз заявляет, что индивидуальная и долгосрочная терапия устарели, а индивидуальные
сессии скорее являются исключением, чем правилом. Групповой формат вызвал развитие техник,
получивших название «игр» (см. далее примеры).
Роль психотерапевта
Как ни парадоксально это звучит, но психотерапевт не должен оказывать помощь. Однако
пациент хочет заручиться его поддержкой. Психотерапевта, оказывающего помощь, пациент побуждает
эту помощь наращивать, если же психотерапевт не помогает или не может помочь, пациент дает ему
почувствовать себя неадекватным. Помощь означает оказание поддержки, причем требование
пациентом поддержки является его собственной проблемой. Хорошо сформулировал это Гудмен:
«Худшее, что вы можете сделать для людей, это помочь им» (Glasgow, 1971). Предоставление помощи не
помогает.
Напротив, задача психотерапевта состоит во фрустрации просьб пациента о поддержке и
помощи, чтобы пациент сумел выявить собственные ресурсы для разрешения проблем.
«Мы фрустрируем пациента так, чтобы он был вынужден раскрывать собственный потенциал.
Мы искусно прибегаем к фрустрации, чтобы заставить пациента искать собственный путь, выявлять
собственные возможности, свой собственный потенциал и обнаружить, что все ожидаемое от
психотерапевта он может сделать самостоятельно» (Perls, 1969а, р. 37).
Энергия, ошибочно направленная на поиск внешней поддержки, может быть использована для
самоактуализации, а не для актуализации нереалистичных представлений о себе. Пациент должен
понять это самостоятельно; обучение, обусловливание, предоставление информации, толкование не
могут сделать это за него.
Пациент противостоит этой фрустрации, избегает «дыр» и отчужденных частей собственной
личности. Пациент боится, и у него развивается дефект поля зрения; он не замечает очевидного.
Психотерапевт фрустрирует пациента, пока «тот не окажется лицом к лицу со своими блоками,
|