запретами, нежеланием видеть, слышать, обладать силой, властью, самостоятельно обеспечивать свою
безопасность (Perls, 1969a, р. 39).
В тот момент, когда пациент утрачивает способность манипулировать окружением
(психотерапевтом), получая помощь извне, и когда он еще не способен вести себя самостоятельно,
говорят, что пациент находится в тупике. Он блокирован. Осознание того, как именно он блокирован,
само по себе может привести к выздоровлению. Пациент обнаруживает, что тупик в основном является
плодом фантазии, что у него всегда было достаточно ресурсов для выхода, однако эти ресурсы не
использовались по причине мысленного представления катастрофических последствий.
Вместе с тем задача психотерапевта создать ситуацию, в которой пациент ощущает принятие и
не испытывает угрозы. Фрустрация не связана с враждебностью. Психотерапевт проявляет симпатию,
участие в пациенте и фрустрирует его в контексте этой симпатии лишь потому, что это единственный
способ оказать реальную помощь.
Психотерапевт создает «безопасную обстановку», в которой пациент может приступать к
процессу обретения самостоятельности. Психотерапевт выступает в роли фасилитатора. Психотерапевт
является экспертом, направляя процесс попадания пациента в тупик, выхода из него, осознавания и
обретения независимости. При этом психотерапевт должен быть чутким, наблюдательным, способным
получать информацию от пациента по всем каналам коммуникации, особенно в невербальной ее части,
поскольку «вербальная коммуникация обычно лжива» (Perls, 1969а, р. 53).
Осознавание здесь и сейчас
Девиз гештальт-терапии гласит: «Я и ты, здесь и сейчас». «Сейчас» это нулевая отметка между
прошлым и будущим, которых в действительности не существует; существует только сейчас.
Невротическая личность имеет проблемы не столько в прошлом, сколько в настоящем, причем эти
проблемы могли проявляться также и в прошлом. Прошлое влияет на поведение только в том случае,
если оно представлено в настоящем. Если пациент
«сможет в каждый момент времени осознавать себя и свои действия на любом уровне,
фантастическом, вербальном или физическом, он увидит, как сам создает себе трудности, поймет, в чем
они заключаются, сможет самостоятельно разрешить их в настоящем, в ситуации здесь и сейчас» (Perls,
1973, р. 62).
Будут затронуты также все прошлые проблемы, коль скоро они являются частью текущих.
Настоящее, здесь и сейчас, это собственно терапевтическая ситуация. Пациент проживает свою
проблему в интервью. Психотерапевту нет необходимости обращаться к личной истории пациента.
Пациенту даже не надо формулировать свою проблему словами, поскольку она неизбежно проявится в
невербальном поведении. Пациенту не разрешают говорить «о» проблемах в прошедшем времени или в
терминах воспоминаний; пациенту предлагают пережить их сейчас. Говоря в общем, пациента просят
пережить как можно полнее свое дыхание, жесты, чувства, эмоции и голос. Важна выразительная
манера, а не содержание переживаний.
«Вслушайтесь в то, что говорит вам голос, поза, образ. Если у вас есть уши, вы узнаете о другом
человеке все. Не надо слушать, что говорит другой человек: слушайте звуки... Живой голос, жесты, поза,
выражение лица, психосоматический язык... Если воспользоваться глазами и ушами, можно понять, как
выражает себя тот или иной человек» (Perls, 1969а, pp. 53-54).
Пациенту следует повторять основное предложение: «Сейчас я осознаю». Обязательно
использование настоящего времени. Возможны следующие варианты вопроса: «Что вы осознаете
сейчас?», «Где вы сейчас?», «Что вы видите? чувствуете?», «Что вы делаете рукой? ногой?» или
«Осознаете ли вы, что вы сейчас делаете своей...?», «Что вы хотите?», «Чего ждете?».
Задача психотерапевта привлечь внимание пациента к его поведению, чувствам,
переживаниям, не давая им интерпретации. Задача состоит в том, чтобы выяснить как, а не почему
как пациент мешает собственному осознанию незавершенного или прерванного дела, «дыр», или
недостающих частей личности, отвергаемых или диссоциированных ее аспектов. Осознание нельзя
вызвать силой; формирование гештальтов процесс автономный. Таким образом, если пациент
сопротивляется работе с материалом, к которому привлекает его внимание психотерапевт, не следует
|