его подталкивать. Придут другие времена, когда пациент будет готов к такой работе.
Само по себе осознание может оказаться целительным, поскольку ведет к контакту с
незавершенными делами, которые могут быть завершены. Цель всех техник гештальт-терапии, а не
только метода здесь и сейчас, пробудить в пациенте осознание, чтобы он мог интегрировать
отчужденные части своей личности.
Пробуждение у пациента ответственности
Реакции пациента на вопросы об осознавании, как вербальные, так и невербальные, дают
информацию о личности в целом; они служат выражением самости. Психотерапевт наблюдает за этими
реакциями, задавая дополнительные вопросы. Реакции пациента часто проявляются в форме избегания
или встречных вопросов в адрес психотерапевта, они также могут содержать другие указания на
попытку избежать ответственности за поведение. «Для него ответственность есть вина, поэтому он
боится быть обвиненным, но готов обвинять сам. Он словно говорит: "Я не несу ответственности за
свои установки, все дело в моем неврозе"» (Perls, 1973, р. 78). Или пациент проецирует ответственность
на других людей, чаще родителей, или ранние переживания. Кроме того, пациенты могут
диссоциировать себя от невербальных реакций, говоря о своем теле или его частях «оно», а о его
действиях «они».
Психотерапевт требует от пациента изменить формулировку с вопросов на утвердительные
предложения, заставляя пациента взять на себя ответственность за них. Психотерапевт предлагает
пациенту говорить я вместо оно,
когда речь идет о частях тела и их действиях. «Главная задача
психотерапевта не оставить без внимания ни одного утверждения или вида поведения, которое не
отражает самости и свидетельствует о недостатке у пациента ответственности за себя» (Perls, 1973, р.
79). Следовательно, пациента подводят к тому, чтобы он взял ответственность за себя и свое поведение
здесь и сейчас, чтобы он лучше осознавал себя.
Работа с драмой и фантазией
Хотя техника улучшения осознавания дает хороший эффект, работает она медленно.
Психотерапевт может ускорить процесс, вводя ряд других техник, требующих драматической
деятельности (принятие ролей) и воображения пациента. Психотерапевт может работать с поведением
и переживаниями пациента как в воображаемом, так и в реальном мире. Этот подход особенно полезен,
если взаимодействие пациента с реальностью блокировано. Фантазия с помощью символов отображает
реальность в миниатюре, хотя имеет с ней значимую связь. Фантазия может быть вербализована,
записана или отыграна в различных формах с психотерапевтом, другими участниками группы или в
процессе монотерапии.
При монотерапии пациент создает и направляет все действо, сам играет все
роли. Фантазия предполагает отыгрывание в терапии невротических тенденций, которые впоследствии
могут быть взяты под контроль. Работа с воображением включает ряд различных драматических техник.
На Перлза произвело большое впечатление использование драмы, сам он имел некоторый опыт
работы в театре, сотрудничал с Джекобом Морено, создателем психодрамы как метода лечения для
госпитализированных пациентов. Вместе с тем, в отличие от Морено, Перлз не вовлекал других в
драматическое действо. Напротив, он поручал пациенту самому играть все роли. Используя различные
техники и ситуации, он поощрял исполнение ролей пациентом.
Техника челнока. Речь идет о переключении внимания пациента попеременно с одного вида
деятельности или переживания на другой. Так, пациент может чередовать говорение и слушание себя.
Психотерапевт может облегчить процесс, привлекая внимание пациента к тому, что было сказано и как
это было сказано, например с помощью вопроса: «Осознаете ли вы это предложение?»
Кроме того, пациент может переключаться с переживания прошлого опыта в воображении и в
ситуации «здесь и сейчас». Переживание вызывает внутренние ощущения, которые, будучи осознаны,
заполняют пробелы, связанные с переживанием, и способствуют завершению соответствующего
незавершенного дела. Техника челнока частично входит в другие техники, в частности в диалоги
нападающий/защищающийся (topdog / underdog) и технику «пустого стула».
|