6. Перестановки. Пациенту предлагается роль, противоположная его явному поведению
(например, быть агрессивным, а не пассивным); ему следует распознать и наладить контакт с
латентным, скрытым аспектом себя.
7. Смена контакта на отстраненность и обратно. Распознается и принимается естественная
склонность к отстраненности, пациенту позволяют временно пережить безопасность отстраненности.
8. Репетиция. Поскольку мышление по большей части представляет собой репетиционную
подготовку к исполнению социальной роли, участники группы проводят совместные репетиции.
9. Преувеличение. Преувеличение также относится к репетиционным играм. Когда пациент
произносит важное утверждение обычным тоном, свидетельствующим о недооценке его важности, ему
предлагается повторить это утверждение снова и снова, повышая громкость и делая на нем акцент.
10. «Можно мне подсказать вам предложение?» Психотерапевт предлагает пациенту
повторить определенное предложение, которое, по мнению психотерапевта, отражает нечто важное для
пациента, чтобы пациент мог примерить его на себя. Часто сопровождается интерпретацией.
Продолжительность и область применения
Продолжительность. Гештальт-терапия может проводиться в форме индивидуального
вмешательства. Она также может использоваться в группах на семинарах или в формате групповой
терапии. При индивидуальной терапии сессии, как правило, происходят раз в неделю; при групповой
терапии сессии обычно длятся в течение двух часов (тоже раз в неделю); в условиях семинара
вмешательство может продолжаться в течение целого дня и даже уик-энда (Simkin & Yontef, 1984). При
гештальт-терапии могут одновременно использоваться индивидуальная и групповая формы лечения.
Область применения. Гештальт-терапия используется при лечении широкого спектра проблем и
состояний, включая супружеские проблемы, психосоматические расстройства, неврозы и даже
расстройства характера и психозы. Однако «работа с психотическими, дезорганизованными людьми и
пациентами с другими тяжелыми нарушениями более трудна и требует "осторожности, чуткости и
терпения"» (Yontef & Simkin, 1989, p. 346). Кроме того, поскольку осознавание является важнейшей
предпосылкой успеха терапии, «желающие избавиться от симптомов без работы по осознаванию,
возможно, являются более подходящими кандидатами для поведенческой модификации, лекарственной
терапии, биологической обратной связи и т. д.» (Yontef & Simkin, 1989, p. 338).
Примеры из практики
Эти примеры взяты из демонстрационных семинаров, которые составляли основное поле
деятельности Перлза в терапии. Эти семинары не были терапевтическими группами; они проводились
для подготовки специалистов. Участники выражали готовность «работать с» Перлзом на
индивидуальной основе. Группа привлекалась лишь в тех случаях, когда доброволец приходил к
терапевтическому осознаванию и ему предлагалось выразить его во взаимодействии с другими
участниками процедуры или игры под названием «по кругу». Приведенные далее случаи заимствованы
из книги «Gestalt Therapy Verbatim» (Perls, 1992, pp. 101-103, 298-306).
«Линда
Линда. Мне приснилось, что я видела... озеро... пересыхающее, с маленьким островком
посередине, и круг из дельфинов эти существа выглядели как дельфины, но они еще умели стоять. То
есть это были дельфины, похожие на людей, они образовали круг, словно во время религиозной
церемонии, это было грустно мне было грустно оттого, что им трудно дышать. Они словно
танцевали по кругу, но вода, их родная стихия, постепенно уходила. Она умирала, как умирают живые
существа. Дельфины были в основном самками, но было несколько самцов, однако они не проживут
достаточно долго, чтобы вырастить потомство, их среда обитания умирает. Один из дельфинов сидит
рядом со мной, мы разговариваем, у него на животе иглы, как у дикобраза, они выглядят чужеродными.
|