факте подавления или избегания и формах их проявления. Блокированный импульс проявится сам
собой. При ретрофлексии импульс, направленный на самого индивида вместо его окружения,
адресуется естественному объекту в окружении. Этот процесс нельзя назвать легким или быстрым.
Сначала пациент должен осознать ретрофлексию, подавление, подавленный импульс, его принятие,
изменение его направления (возможно, после модификации), а также его адекватное выражение.
Реинтеграция разрозненных частей болезненна; «она всегда предполагает конфликт, разрушение и
страдание» (Perls et al, 1951, p. 166).
В отличие от лечения ретрофлексии, которое предполагает принятие и интеграцию разрозненных
частей личности, вмешательство при интроекции заключается в «осознавании чужеродного для вас
материала, обретении избирательной и критичной установки в отношении всего, что вам предлагается,
и, главное, в развитии способности "откусывать" и "пережевывать" опыт для извлечения из него
пользы» (Perls et al., 1951, p. 191).
Интроекция ведет к формированию Эго, представляющего собой набор неассимилированных
черт и качеств, заимствованных у авторитетных фигур без критического осмысления. Осознавание
привычки заглатывать большими кусками, даже целиком, своей жадности и отвращения это первый
шаг. Далее следует мобилизовать переживание отвращения, прожевав кусочек пищи до полного
размягчения; затем надо взять отрывок печатного текста или трудное предложение, тщательно его
проанализировать и «пережевать». В процессе терапии все, что было проглочено целиком, должно быть
заново пересмотрено, с тем чтобы быть отвергнутым или пережеванным, то есть ассимилированным.
Катарсиса недостаточно; пациент должен научиться не прибегать к интроекции. «Проработка» в
психоаналитическом понимании возможна в отношении ограниченного набора аспектов поведения.
Если предстоит иметь дело с проекциями, их
следует выявить и распознать. Проекции
провоцируются нашей речью, склонностью приписывать свое поведение внешним причинам. Процесс
отчуждения необходимо повернуть вспять, изменив наш язык и мышление с языка типа «оно» (Ид) на
ответственное «Я». «Цель заключается в том, чтобы заново осознать свою креативность и
ответственность за окружающую вас действительность именно ответственность, а не вину, в том
смысле, что вы вольны ее сохранить или изменить» (Perls et al., 1951, p. 216). Когда проекции
распознаны, их следует принять как аспекты себя, ассимилировать и модифицировать.
Правила и игры. Правила и игры гештальт-терапии обобщены Левицки и Перлзом (Levitsky &
Perls, 1970). Правила включают принцип «сейчас» (употребление настоящего времени), «я и ты»
(прямое обращение к человеку, а не обсуждение этого человека с психотерапевтом), использование Я-
высказываний (замена оно на «Я», когда речь идет о теле, его действиях и поведении), использование
континуума осознавания (фокусирование на как и что опыта, а не на почему), недопустимость
сплетен (прямое обращение к присутствующему человеку, а не комментарии о нем), просьбу к
пациенту переводить вопросы в утверждения.
Игры это основные техники, используемые в группах. Коротко охарактеризовать их можно
следующим образом.
1. Игры в диалог. Пациент играет роли аспектов расщепленной личности и ведет диалог между
ними. Эти части включают «нападающего» (Суперэго или долженствования) / «защищающегося»
(пассивное сопротивление), агрессивное/пассивное, хорошего парня/скандалиста,
мужественность/женственность и т. д.
2. По кругу. Пациент развивает общее утверждение или тему (например, «Терпеть не могу всех,
кто находится в этой комнате») перед каждым человеком в отдельности, с соответствующими
дополнительными комментариями.
3. «Я беру на себя ответственность». Пациенту предлагают заканчивать каждое утверждение о
себе или своих чувствах высказыванием «и я беру на себя ответственность за это».
4. «У меня есть секрет». Каждый человек думает о своем личном секрете, связанном с виной
или стыдом и, не делясь этим секретом, представляет себе, как, по его мнению, отреагировали бы на
него окружающие.
5. Отыгрывание проекции. Когда пациент высказывает мнение, являющееся проекцией, ему
предлагают сыграть роль человека, вовлеченного в эту проекцию, с целью обнаружить скрытый
конфликт.
|