Заключение. Фрейд разделял человеческие влечения на две большие категории: Эрос,
эротический инстинкт, или инстинкт жизни; и Танатос, инстинкт смерти или разрушения. Энергией
инстинкта жизни является либидо. Психическая жизнь включает сознательный, предсознательный и
бессознательный уровни. Психический аппарат состоит из трех отделов: Ид, постоянно стремящийся к
удовлетворению влечений; Эго, целью которого является приведение инстинктивных требований в
соответствие с принципом реальности; и Суперэго, которое отражает родительское и моральное
влияния. Эго имеет троих надсмотрщиков внешний мир, Ид и Суперэго, каждый из которых
может вызвать тревогу. Психическая энергия распределяется между тремя психическими отделами,
которые могут находиться друг с другом в состоянии гармонии или конфликта.
Люди сексуальны с детства, хотя сексуальные чувства и переживания подвержены амнезии.
Существует четыре стадии сексуального развития: оральная, анальная,
фаллическая (догенитальные
стадии), после которых следует латентный период, и генитальная стадия. Нормальное развитие
личности происходит по трем взаимосвязанным направлениям. Первое включает либидинальное
развитие человека, которое начинается с сочетания конституциональной и инфантильной
предрасположенности, переходя в генитальную сексуальность в процессе последовательных, но
перекрывающихся стадий. Второе направление касается развития Эго, которое обретает способность
осуществлять посреднические функции между требованиями влечений и реальностью внешнего мира, и
Суперэго, основанного на идентификации с родительскими влияниями. Третье направление состоит в
формировании защитных механизмов Эго по преодолению тревоги, вызванной силой и стойкостью
либидинальных влечений Ид. Таким образом, нормальное развитие заключается в прохождении через
последовательные стадии сексуального созревания без сильных фиксаций и регрессий; в развитии Эго,
которое разумно и действенно справляется с внешним миром; в развитии Суперэго на основе
конструктивных и не несущих в себе пунитивной морали отождествлений; в выработке защитных
механизмов, которые частично отводят энергию Ид без серьезного ограничения функционирования Эго.
Невозможность достичь этого равновесия создает основу для неврозов.
Избыточное вытеснение приводит к ослаблению Эго, которое вынуждено поддерживать
вытеснение, и к подверженности стрессу. Вытесненные влечения трансформируются в невротические
симптомы. Психоанализ направлен на укрепление Эго за счет устранения детской амнезии и
вытеснения, что дает Эго возможность действовать с позиции силы, а не слабости. Основными
методами психоанализа являются свободные ассоциации, анализ сновидений, интерпретация, анализ
переноса.
Следует помнить, что эта глава представляет только теории и практику Фрейда. Последние
работы Фрейда датируются серединой 1920-х гг. Однако начиная с 1910 г., другие теоретики начали
модифицировать положения его теории. Одними из первых были Адлер, Ранк, Ференци, Абрахам, Райх,
Юнг, Салливан, Хорни и Фромм; а впоследствии Эго-психоаналитики, такие как Гартман и Эриксон,
а также теоретики объектных отношений, в частности Кляйн, Кернберг и Фэйрберн.
Оценка. Упомянутые выше теоретики и многие другие авторы не раз критиковали взгляды
Фрейда (Grunbaum, 1984,
1993; Torrey, 1993). Соответствующий обзор потребовал бы гораздо больше
места, чем мы располагаем. Поэтому придется удовольствоваться перечислением основных заслуг и
недостатков психоанализа Фрейда.
К основным заслугам Фрейда относятся следующие (не обязательно в порядке значимости).
1.
Вероятно, наиболее важным вкладом Фрейда является открытие, что ранние детские
переживания важны для последующего личностного развития и что последствия этих переживаний
продолжают проявляться у взрослого помимо его сознания.
2. В связи с этим следует упомянуть признание Фрейдом сексуальных аспектов детства.
3.
Фрейд разработал первую всеобъемлющую теорию личности, включая происхождение
личностных характеристик из детских переживаний.
4. Открытие бессознательных процессов, деятельности, происходящей в психической жизни вне
сознания человека, является значимым вкладом в психологию.
5.
Признание бессознательных детерминантов, или влияний, на поведение внесло вклад в
теорию мотивации.
|