абстрагирования.
Зрелый, зрелость. Индивид является зрелым, «когда его восприятие реалистично и
экстенсионально, он не склонен к защитной позиции, ощущает ответственность за свое отличие от
других, несет ответственность за собственное поведение, оценивает опыт на основании собственных
ощущений, изменяет оценку опыта лишь основываясь на новом опыте, принимает других как
уникальных, отличных от себя индивидов, ценит других»; поведение, демонстрируемое конгруэнтным
индивидом.
Контакт. Минимальная основа отношений, при которых каждый из двух индивидов «вносит
воспринимаемое или подсознательно воспринимаемое изменение в экспириенциальном поле другого».
Позитивное отношение. Восприятие некоего Я-переживания другого, которое создает
позитивное изменение в своем эмпирическом поле, приводящее к ощущению теплоты, симпатии,
уважения и принятия другого человека.
Потребность в позитивном отношении. Вторичная или выученная потребность в любви,
расположении и т. п.
Безусловное позитивное отношение. Восприятие Я-переживания другого без различения
большей или меньшей ценности; одобрение, принятие.
Комплекс отношений. «Все Я-переживания и их взаимоотношения, которые индивид связывает
с позитивным отношением конкретного социального другого».
Позитивное самоуважение. «Позитивная установка к «Я», которая прямо не зависит от
установок других».
Потребность в самоуважении. Вторичная или выученная потребность в позитивном
самоуважении.
Безусловное самоуважение. Восприятие «Я», «при котором Я-переживания не разделяются на
заслуживающие более или менее позитивного отношения».
Условия ценности. Оценивание индивидом своего опыта как позитивного или негативного
«исключительно на основании... условий ценности, заимствованных от других, а не потому, что он
поддерживает или ослабляет его собственный организм».
Локус оценки. Источник доказательства ценности, внутренний или внешний.
Организмический оценивающий процесс. «Постоянный процесс, при котором ценности
никогда не становятся фиксированными, или ригидными, а переживания точно отображаются в
символах, постоянно и заново оцениваются с точки зрения организмического удовлетворения»;
критерием служит тенденция к актуализации.
Внутренняя система координат. «Вся сфера опыта, доступная для осознания индивидом в
данный момент»; субъективный мир индивида.
Эмпатия. Состояние точного восприятия «внутренней системы координат другого вместе с
эмоциональными компонентами и смыслами, как если бы человек встал на место другого, не утрачивая,
однако, этого условия "как если бы"».
Внешняя система координат. Восприятие «исключительно с позиции своей собственной
субъективной системы координат без эмпатии к наблюдаемому человеку или объекту».
Теория личности
Особенности младенца. Младенец воспринимает переживание как реальность; для него
переживание и есть реальность. Младенец наделен врожденной склонностью к актуализации своего
организма. Его поведение направляется целью, то есть направлено на удовлетворение потребности в
актуализации во взаимодействии с воспринимаемой реальностью. В этом взаимодействии младенец
ведет себя как организованное целое. Переживания оцениваются позитивно или же негативно через
организмический оценивающий процесс на основании их вклада в поддержание тенденции к
актуализации. Младенец стремится к позитивно оцениваемым переживаниям, избегая оцениваемых
негативно.
Развитие «Я». В результате тенденции к дифференциации (которая является аспектом тенденции
к актуализации) часть переживаний индивида символизируются в сознании как самоощущение. Через
|