взаимодействие со значимыми другими в окружении самоощущение приводит к Я-концепции, объекту
восприятия в эмпирическом поле.
Потребность в позитивном отношении. С осознаванием «Я» развивается потребность в
позитивном отношении со стороны других. Удовлетворение этой потребности зависит от
взаимодействия с эмпирическими полями других. Взаимное удовлетворение проявляется при
взаимодействии с людьми, которые удовлетворяют позитивное отношение индивида, когда индивид
воспринимает себя как удовлетворяющего потребность другого. Позитивное отношение значимого
социального другого может быть более важно, чем собственный организмический оценивающий
процесс.
Развитие потребности в самоуважении. Потребность в самоуважении развивается из
ассоциации удовлетворения или фрустрации потребности в позитивном отношении с самоощущением.
Переживание утраты позитивного отношения, таким образом, зависит от трансакций с любым
социальным другим.
Развитие условий ценности. Самоуважение становится селективным, когда значимые другие
разделяют самоощущения индивида на более или менее заслуживающие позитивного отношения.
Оценка самоощущения как более или менее заслуживающего самоуважения и составляет условие
ценности. Переживание одного лишь безусловного позитивного отношения препятствует развитию
условий ценности и ведет к безусловному самоуважению, к конгруэнтности потребностей в позитивном
отношении и самоуважении с организмической оценкой, а также к поддержанию психологической
адаптации.
Развитие неконгруэнтности между «Я» и опытом. Потребность в самоуважении ведет к
селективному восприятию опыта с учетом условий ценности, так что переживания, согласующиеся с
присущими индивиду условиями ценности, воспринимаются и точно символизируются в сознании, в
то время как переживания, противоречащие условиям ценности, воспринимаются избирательно и
искаженно или даже совсем не осознаются. Наличие самоощущений, не организованных в Я-структуру в
символизированной форме, ведет к некоторой неконгруэнтности между «Я» и опытом, к ранимости и
психологической дезадаптации.
Развитие расхождений в поведении. Неконгруэнтность между «Я» и опытом ведет к
неконгруэнтности в поведении, так что некоторые виды поведения согласуются с Я-концепцией и
точно представляются в сознании, в то время как другие актуализируют переживания организма, не
ассимилированные в Я-структуру, следовательно, не осознаются или подвергаются искажению, чтобы
стать конгруэнтными «Я».
Переживание угрозы и процесс защиты. Переживание, неконгруэнтное Я-структуре,
подсознательно воспринимается как угрожающее. Если это переживание точно представлено в
сознании, оно внесет разногласия и вызовет состояние тревоги. Процесс защиты предотвращает это,
приводя общее восприятие переживания в соответствие с Я-структурой и условиями ценности.
Последствиями действия защитных механизмов являются ригидность в восприятии, неточное
восприятие реальности, а также интенсионность.
Процесс распада и дезорганизации. В ситуации, когда значимое переживание говорит о
наличии выраженной или существенной неконгруэнтности между «Я» и опытом, процесс защиты не
может протекать успешно. Таким образом, тревога переживается с интенсивностью, зависящей от
степени угрозы Я-структуре. Переживание точно осознается, в результате развивается состояние
дезорганизации. Организм иногда поступает в соответствии с переживаниями, подвергшимися
отрицанию или искажению, а иногда в соответствии с Я-концепцией, со всеми ее искаженными или
отвергнутыми переживаниями.
Процесс реинтеграции. Для увеличения конгруэнтности необходимо ослабление условий
ценности и усиление безусловного самоуважения. Восприятие безусловного позитивного отношения
значимого другого является одним из способов выполнения этих условий. Чтобы быть переданным,
безусловное позитивное отношение должно существовать в контексте эмпатического понимания. Когда
это отношение воспринимается индивидом, это ведет к ослаблению, или растворению, существующих
условий ценности. За счет этого усиливается собственное безусловное позитивное отношение индивида
к себе, угроза снижается и развивается конгруэнтность. Человек становится менее восприимчивым к
|