осознавание переживаний. Гораздо реже «Я» это воспринимаемый объект, а чаще нечто, ощущаемое
в процессе» (Rogers, 1961a, р. 153). Поскольку все элементы переживания осознаются, возможен
реальный и эффективный выбор. Этот этап, которого достигает сравнительно небольшое число
клиентов, характеризуется открытостью переживаниям, что ведет к появлению качества движения,
изменения. Внутренняя и внешняя коммуникация протекает свободно. Подводя итоги, можно сказать,
что данный процесс включает:
ослабление чувствования;
изменение стиля переживания;
переход от неконгруэнтности к конгруэнтности;
изменение манеры и степени, в которой индивид желает и способен выразить себя в
благоприятной обстановке;
ослабление когнитивных схем переживания;
изменение отношения человека к своим проблемам;
изменение манеры общения.
Проведение терапии
Если в начале становления клиент-центрированной терапии делался акцент на техниках, то
теперь главное внимание уделяется философии и установкам психотерапевта, а не техникам,
терапевтическим отношениям, а не словам и поведению психотерапевта. «Наше внимание
переключилось с техники консультанта на его установки и философию, с признанием значимости
техники на более высоком уровне» (Rogers, 1951, р. 14). Техники представляют собой реализацию
философских взглядов и установок и, следовательно, должны им соответствовать. С переносом акцента
на философию и установки возникли определенные изменения в относительной частоте использования
различных техник. Расспрос, ободрение, поощрение, интерпретация, убеждение и раньше
использовались не очень широко, а теперь используются еще реже. Вместе с тем постоянно ведется
поиск новых техник для оптимальной реализации базовых философских взглядов и установок.
Техники, таким образом, служат способами выражения и коммуникации принятия, уважения,
понимания, способами сообщить клиенту, что психотерапевт пытается создать внутреннюю систему
координат за счет совместного с клиентом мышления, чувствования и исследования. Существует ряд
способов установления и поддержания терапевтических отношений. Техники не могут использоваться
осознанно, поскольку это означало бы неискренность, неистинность психотерапевта.
В то время как сам процесс психотерапии рассматривается с точки зрения клиента, с учетом его
восприятия и происходящих в нем изменений, аспекты техник или их применения это процесс с
точки зрения позиции психотерапевта, с учетом поведения психотерапевта и его участия в отношениях.
Таким образом, терапевтический процесс можно определить как фасилитацию у клиента личностного
роста, как особенности взаимоотношений помощи или как необходимые и достаточные условия
терапевтических личностных изменений, создаваемые психотерапевтом.
Терапевтические отношения
Отношения психотерапевта с клиентом основаны не на интеллектуальных построениях.
Психотерапевт не может помочь клиенту своими знаниями. Разъяснение клиенту особенностей его
личности и поведения, предписание тех или иных действий не дают стойких эффектов. Отношения,
способные помочь клиенту, позволяющие ему открыть в себе способность к изменению и росту, не
имеют когнитивных, интеллектуальных аспектов.
Психотерапевтические отношения обладают или должны обладать рядом характеристик.
Конечно, ни один психотерапевт не обладает полным их набором в их максимальной выраженности.
Таким образом, это скорее желательные цели или идеальные характеристики.
Принятие. Психотерапевту следует принимать клиента как человека, таким, каков он есть, с его
конфликтами и противоречиями, дурными и хорошими сторонами. Такая установка больше, чем просто
|