преодоления этапов, хотя могут быть и некоторые отступления от общего направления.
Первый этап. На первом этапе отмечается
«нежелание выражать себя. Общение происходит только на внешние темы. Чувства и
личностные смыслы не сознаются и не присваиваются... Близкие, доброжелательные взаимоотношения
воспринимаются как опасные. На этом этапе проблемы не признаются и не воспринимаются. Желание
изменения отсутствует» (Rogers, 1961 а, р. 132).
На этом этапе добровольно за помощью не обращаются.
Второй этап. Если на первом этапе человека можно привлечь, обеспечив оптимальные условия
для фасилитации изменений, то «начинается экспрессия в отношении тем, связанных с "не-«Я»"»
(Rogers, 1961a, р. 133). Вместе с тем проблемы считаются внешними, клиент не берет личной
ответственности. Чувства могут проявляться, однако они не признаются и не присваиваются.
Переживания касаются прошлого. Практически отсутствует дифференциация личностных смыслов и не
признаются противоречия. Клиенты на этом этапе могут добровольно прийти для терапии, однако они
часто завершают ее досрочно или не достигают успехов.
Третий этап. На третьем этапе продолжается ослабление (с более свободным выражением себя)
Я-переживаний как объектов, а также «своего «Я» как отраженного объекта, существующего
преимущественно в других» (Rogers, 1961a, р. 135). Выражаются прошлые чувства и личностные
смыслы, обычно негативные, без их принятия. Дифференциация чувств не столь глобальна, признаются
противоречия в переживаниях. Многие клиенты приступают к терапии на этом этапе.
Четвертый этап. Принятие, понимание и эмпатия на третьем этапе позволяют клиенту перейти
на четвертый этап, выражаются более интенсивные чувства, хотя и не текущие, а также некоторые
сиюминутные чувства и переживания, однако с некоторой сдержанностью, страхом или недоверием. В
определенной степени проявляется принятие чувств. «Происходит ослабление представлений о
переживании. Обнаруживаются личностные конструкты (глава 10); они определенно признаются
конструктами; начинают возникать вопросы об их валидности» (Rogers, 1961а, р. 138). Дифференциация
чувств усиливается, возникает интерес к противоречиям. Появляется чувство собственной
ответственности за проблемы. Отношения с психотерапевтом начинают формироваться на основе
чувств. Эти особенности присущи психотерапии, как и те, которые проявляются на следующем, пятом
этапе.
Пятый этап. На пятом этапе текущие чувства выражаются свободно, однако с удивлением и
страхом. Они приближаются к полному переживанию, хотя страх, недоверие и недопонимание по-
прежнему сохраняются. Чувства и смыслы дифференцируются с большей точностью. Я-чувства все
больше присваиваются и принимаются. Переживание ослаблено и касается текущих событий,
противоречия четко сознаются. Принимается ответственность за проблемы. На этом этапе клиент
довольно близок к своему организмическому существу, к потоку собственных чувств. Переживания
дифференцируются.
Шестой этап. Шестой этап отличается драматичностью. Переживаются ранее фиксированные
чувства или же чувства переживаются непосредственно во всей своей полноте. Само переживание и
сопровождающие его чувства принимаются без страха, отрицания или сопротивления. Переживание
проживается, а не ощущается. Исчезает «Я» как объект. Неконгруэнтность становится конгруэнтностью.
«Происходит четкая дифференциация переживаний. На этом этапе более не существует "проблем",
внешних или внутренних. Клиент субъективно переживает этап своей проблемы. Проблема перестает
быть объектом» (Rogers, 1961a, р. 150). Появляются физиологические корреляты ослабления и
расслабления, слезы, вздохи, мышечная релаксация, а также, как предполагают, улучшение
кровообращения и прохождения нервных импульсов. Этот этап чрезвычайно важен и, по-видимому,
необратим.
Седьмой этап. На седьмом этапе клиент продолжает самостоятельное движение; данный этап
может происходить вне терапевтической сессии и быть на ней обсужден. Клиент испытывает новые
чувства в момент их возникновения во всем богатстве, использует их для формирования представлений
о себе, своих желаниях и установках. Меняющиеся чувства принимаются и присваиваются;
присутствует доверие к общему организмическому процессу. Переживания спонтанны с явным
процессуальным аспектом, ««Я» все больше превращается просто в субъективное и рефлексивное
|