значит для психотерапевта быть аутентичным? Если психотерапевт имеет дело со способом бытия-в-
мире своего клиента, как он получает доступ в этот мир? Когда психотерапевт понимает способ бытия
клиента в мире, что он делает с этим пониманием? Дает ли психотерапевт интерпретации, прибегая к
экзистенциальным концепциям? Является ли экзистенциальная терапия интерпретирующей
психотерапией, использующей другую теоретическую систему в качестве основы для понимания и
интерпретации переживаний клиента? Хора (Hora, 1961) утверждает, что экзистенциальная
психотерапия не нуждается в особых интерпретациях, поскольку «то, что имеется, говорит само за себя
при условии, что это понимается феноменологически, а не толкуется в соответствии с определенными
теоретическими предположениями. Понятное не нуждается в интерпретации. Подвергшееся
интерпретации редко может быть понято».
Бинсвангер (Binswanger,
1958) склонен отвергать всякие попытки систематизировать подход. Он
отвергает теорию, которая, как ему кажется, вынуждает психотерапевта подгонять поведение клиента
под эту теорию, что может привести к сосредоточению внимания исключительно на видах поведения,
подпадающих под категории анализа, тем самым препятствуя полному пониманию клиента. Однако
способны ли психотерапевты вступать в отношения с клиентом, не находясь под влиянием собственных
концепций, идей, гипотез, теорий или ценностей? Если говорить об аутентичности психотерапевтов, не
следует ли из этого, что их собственные взгляды на мир, их собственное бытие-в-мире неизбежно
привносятся в отношения? Способен ли человек войти в мир другого человека и видеть его глазами
этого другого? Способен ли человек видеть вещи такими, как они есть или как они проявляют себя, без
предвзятости и априорных допущений (метод чистой феноменологии Гуссерля)?
Верно то, что перед психотерапевтами, испытавшими на себе влияние экзистенциализма, не
стоит проблема методов. Если они считают, что техники вторичны и не должны нарушать
аутентичности отношений, они не будут опасаться чрезмерного увлечения техниками и анализировать
механизмы их действия. Такой проблемы для них попросту не существует, но в таком случае они не
станут демонстрировать механизмы действия своих приемов, чтобы другой человек попытался понять
или освоить эти методы и процедуры. Тем не менее методы и процедуры должны существовать и им
следует уделять внимание, иначе подход будет считаться полностью интуитивным.
Хотя, как указал Лайонс (Lyons, 1961), целый ряд экзистенциальных психотерапевтов
опубликовали статьи и книги по экзистенциальной терапии, «претендуя на полномасштабное
изложение теории и практики, крупнейшие европейские авторитеты в этом вопросе практически не
оставили наследия». Такая ситуация порождает проблему изложения подхода. Однако как отмечал тот
же Лайонс, имеется одно исключение Виктор Франкл. Франкл, вероятно, не является типичным
представителем экзистенциального подхода (если у данного подхода вообще есть типичные
представители). Если раньше он пользовался термином экзистенциальный анализ,
то впоследствии
ввел слово логотерапия,
чтобы отличать собственный подход от экзистенциального анализа
Бинсвангера, или дазайн-анализа, и его подхода к психотерапии. Работа Франкла более доступна для
студентов и менее туманна, чем работы большинства других экзистенциальных авторов. По этим
причинам подход Франкла включен в данное руководство.
Мэй и ван Каам (May and van Kaam, 1963) отмечают, что многие американские психиатры и
психологи разделяют экзистенциальные взгляды (включая такие авторитетные фигуры, как Уильям
Джеймс, Адольф Мейер, Гарри Стек Салливан, Гордон Оллпорт, Карл Роджерс, Генри Мюррей и
Абрахам Маслоу). Они в один голос заявляют, что «не хватает... устойчивой структуры, способной
унифицировать работу психиатров и психологов, уделяющих внимание человеку и его
непосредственному существованию». Они продолжают: «Мы считаем, что экзистенциальный подход,
адаптированный к американскому языку и образу мыслей, может и должен стать основой для такой
структуры». Такая адаптация до сих пор не осуществлена.
Мэй, Ялом и Бюдженталь являются наиболее известными американскими представителями
экзистенциальной терапии. Бюдженталь (Bugental, 1976, 1978, 1981, 1987) разработал экзистенциальный
подход, построенный на психоаналитической основе. Он описывал свои методы в серии исследований,
посвященных единичным случаям. При этом использовался широкий диапазон техник, по-видимому, на
основе интуиции.
Можно утверждать, что это заложено в природе экзистенциальной терапии, а именно, с одной
|