стороны, техника отсутствия техник, с другой стороны, использование совершенно любых техник, но
это не обязательно так. Наблюдается все усиливающееся сходство между экзистенциальными
концепциями и клиент-центрированной терапией (ср. Rice & Greenberg, 1992). Читателю должно быть
ясно, что многие, если не большинство, концепций, о которых шла речь выше, отличаются от клиент-
центрированной терапии; которая делает акцент на непосредственных переживаниях психотерапевта.
Феноменология, нашедшая отражение в экзистенциализме, лежит в основе также и клиент-
центрированной терапии, с ее сосредоточением на представлениях клиента и необходимости для
психотерапевта входить в систему координат клиента. По-видимому, клиент-центрированная терапия
движется в направлении экзистенциализма; ван Каам (van Kaam, 1962) в книге «Консультирование с
позиции экзистенциальной психологии» (Counseling from the Viewpoint of Existential Psychology)
демонстрирует мало отличий от приверженцев клиент-центрированного подхода. Мэй (May, 1958a)
признает экзистенциальную природу клиент-центрированной терапии, а Вулф (Wolf, 1950) отмечает ее
сходство с экзистенциализмом.
Таким образом, неудивительно, что психотерапевт с подготовкой в области клиент-
центрированного подхода, также осваивает и экзистенциальный подход. Гендлин (Gendlin, 1962a,
1962b), например, фокусируется на непосредственных ощущениях клиента. Он пишет, что
«психотерапия любых клиентов обычно затрагивает не только вербальный материал; фундаментальные,
внутренние конкретные ощущения клиента, по-видимому, более актуальны, чем слова». Психотерапевт,
однако, должен уметь понимать переживания клиента и отвечать на них. Гендлин пришел к такому
выводу в процессе так называемой эмпирической психотерапии, которая, по сути дела, представляет
собой продолжение клиент-центрированной терапии в экзистенциальном направлении. Вместе с тем
эмпирическая терапия по Гендлину выходит за рамки клиент-центрированной терапии с ее
директивным сосредоточением на переживаниях и чувствах клиента (см. главу 13). Как было отмечено в
главе 13, эмпирическая психотерапия фокусируется на основном методе клиент-центрированной
терапии эмпатической реакции как способе встречи ощущаемых клиентом переживаний. Вполне
возможно, в систематическом изложении Гендлина данный подход может стать американской
экзистенциальной психотерапией (см. Gendlin, 1970a, 1970b, 1973, 1974, 1984).
Глава 14. Логотерапия: Франкл
Виктор Франкл родился (1905) и получил образование в Вене, степени доктора медицины (1930)
и доктора философии (1949) были присвоены ему в Университете Вены. В 1928 г. он основал в Вене
Молодежные дискуссионные центры (Youth Advisement Centers), которые возглавлял вплоть до 1938 г. В
период с 1936 по 1942 г. он работал в области неврологии и психиатрии, затем возглавил
неврологическое отделение Ротшильдской больницы в Вене. В 1947 г. он стал во главе Венской
неврологической поликлинической больницы, в 1947 г. был выбран доцентом неврологии и
психиатрии Венского университета, а с 1955 г. стал профессором. Франкл был приглашенным
профессором Гарвардского университета, Южного методистского университета, Стэнфордского
университета, университета Дюкень и Чикагского психиатрического фонда. С 1942 по 1945 г. он
находился в германских концентрационных лагерях, в том числе в Освенциме и Дахау. Его отец, мать,
брат и жена погибли в лагерях.
Франкл написал ряд книг на немецком языке, многие из которых были переведены на польский,
японский, голландский, испанский, португальский, итальянский, шведский и английский. Он не раз
выступал с лекциями в Южной Америке, Индии, Австралии, Японии, США и Европе.
Становление и развитие
Франкл начал свою профессиональную карьеру в психиатрии с психоаналитической ориентации,
будучи учеником Фрейда. Вместе с тем он испытал влияние работ экзистенциальных философов,
включая Хайдеггера, Шелера и Ясперса, и стал развивать собственную экзистенциальную философию, а
|