Navigation bar
  Print document Start Previous page
 329 of 400 
Next page End  

также экзистенциальную психотерапию. В 1938 г. он впервые употребил термины экзистенциальный
анализ и логотерапия в своих сочинениях. Чтобы избежать путаницы с экзистенциальным анализом
Бинсвангера, Франкл остановился на термине логотерапия. Название «экзистенциальный анализ»
также продолжает использоваться, указывая на иной аспект теории и метода Франкла, чем логотерапия.
Твиди (Tweedie, 1961), пытаясь обобщить подход Франкла, отмечал, что «эти термины
практически синонимичны и относятся к двум аспектам одной теории. Если экзистенциальный анализ
больше характеризует антропологическое направление, в котором развивается теория, то логотерапия
описывает собственно терапевтическую теорию и метод» (р. 27). Франкл утверждал, что «логотерапия
развивается из духовного, в то время как экзистенциальный анализ движется к духовному» (р. 30).
Позднее он писал, что «логотерапия... нацелена на осознание бессознательных духовных факторов
личности пациента, в то время как экзистенциальный анализ имеет задачей помочь пациенту осознать
свою ответственность», и цитировал собственное высказывание: «По определению, экзистенциальный
анализ нацелен на "осознание своей ответственности"» (р. 129). Затем он приводит еще одну
собственную цитату: «Отдельно от этого стоит задача логотерапевтического вмешательства для
стимуляции конкретных осмысленных возможностей; это, в свою очередь, предполагает анализ
конкретного человеческого существования (дазайн), личного существования данного пациента, иначе
говоря, экзистенциальный анализ» (р. 129). Представляется, что экзистенциальный анализ относится к
анализу существования индивида, в то время как логотерапия обозначает собственно вмешательство.
Название логотерапия употребляется гораздо чаще, причем под ним подразумеваются оба аспекта, что
мы и будем делать в данной главе.
Эта философия и терапия, разработанная в процессе клинической практики и преподавательской
деятельности, была проверена и укрепилась в скитаниях Франкла по концентрационным лагерям. Он
увидел истину, о которой часто говорят поэты и писатели, что любовь есть наивысшая цель людей и что
«спасение человека происходит через любовь и в любви» (Frankl, 1985a, р. 57). Он убедился в том,
что это единственная цель существования.
Франкл описал свои переживания в книге, опубликованной в 1946 г. на немецком языке и в 1959
г. на английском языке под названием «От лагеря смерти к экзистенциализму» (From Death Camp to
Existentionalism). Пересмотренное издание с добавлением раздела «Основные концепции логотерапии»
(Basic Concepts of Logotherapy) называется «Поиск человеком смысла» (Man's Search for Meaning, 1963b).
Пересмотренное издание в мягком переплете вышло в 1968 г., следующее в 1985 г. Эта небольшая книга
послужила одним из основных источников для данной главы. Другим источником является «Врач и
душа» (The Doctor and the Soul),
перевод Arztliche Seelsorge (1946a). Второе расширенное издание с
изменениями и дополнениями в виде одной главы вышло в свет в 1965 г. Третье издание было
опубликовано в 1986 г. Эта книга свела воедино материалы, опубликованные на немецком языке до
1946 г., некоторые из них вышли еще в 1930-х гг. Из других книг Франкла можно упомянуть такие как
«Психотерапия и экзистенциализм» (Psychotherapy and Existentionalism,
1967, 1985b), «Воля
к смыслу»
(The Will to Meaning,
1981), «Бессознательный бог» (The Unconscious God, 1985c), а также «Неслышная
мольба о смысле: психотерапия и гуманизм» (The Unheard Cry for Meaning: Psychotherapy and Humanism,
1985d).
Философия и концепции
Невзирая на апатию заключенных концентрационных лагерей, вызванную физическими и
психологическими причинами, Франкл (Frankl, 1985a) обнаружил, что «человек способен сохранить
остатки духовной свободы, независимости ума даже в таких ужасных условиях психического и
физического стресса» (р. 86). Остается много возможностей для выбора, известны примеры героических
поступков с целью помочь другим, а не спасти себя.
«Тип человека, которым становился заключенный, определялся внутренним решением, а вовсе
не был результатом внешних условий. По сути дела, каждый человек способен даже в таких
обстоятельствах принять решение о своем выборе — психическом и духовном. Можно сохранить свое
человеческое достоинство даже в условиях концентрационного лагеря... Это и есть духовная свобода,
Hosted by uCoz