уделять больше времени частной практике, а также другим своим занятиям (в частности, путешествиям).
Спустя 20 лет он занял должность профессора психологии в Федеральном политехническом
университете Цюриха. В 1948 г. в Цюрихе был основан Институт К. Г. Юнга. Юнг был его первым
президентом. Он активно занимался писательской, преподавательской деятельностью и частной
практикой вплоть до своей смерти в 1961 г.
Становление и развитие
Детство и отрочество Юнга никак нельзя назвать безоблачными. В автобиографии
«Воспоминания. Сновидения. Размышления» (Memories, Dreams, Reflections,
Jung, 1961) он говорит об
изоляции и одиночестве, которые он испытывал, будучи ребенком, о проблемных взаимоотношениях
между родителями, эмоциональном расстройстве матери и о том, как несколько раз сам был на волосок
от смерти. Юнг говорит о своих неясных страхах и живых снах, фантазиях, мысленных образах. Позднее
у него стали возникать обмороки, учиться ему наскучило, появились серьезные конфликты на
религиозной почве. Со временем, однако, Юнгу, по-видимому, удалось справиться с одолевавшими его
проблемами. Он обрел некоторую уверенность в себе, глубоко заинтересовался философией, много и с
увлечением читал и встал на путь, который впоследствии привел его к крупнейшим достижениям в
области психиатрии и психотерапии.
Поступив в медицинскую школу, Юнг продолжал живо интересоваться философией, снами,
фантазиями, оккультными явлениями и парапсихологией. В студенческие годы он также посещал
спиритические сеансы и знакомился с философскими трудами. Его докторская диссертация называлась
«О психологии и патологии так называемых оккультных явлений» (On the psychology and pathology of so-
called occult phenomena)
и была посвящена поведению его 15-летнего кузена, медиума, принимавшего
участие в спиритических сеансах, которые посещал Юнг (Jung, 1902/1970). Все это вместе взятое, то есть
интерес и желание разгадать «тайны жизни», в конце концов привело Юнга в психиатрию,
психопатологию и психотерапию.
Во время обучения и психиатрической практики Юнг познакомился с работами Фрейда; он даже
направил Фрейду копии своих опубликованных статей (например, Jung, 1907/1960). Позднее, в 1907 г.,
по инициативе Фрейда они встретились, стали близкими друзьями и поддерживали тесные личные и
профессиональные отношения в течение нескольких лет. На протяжении этого времени Юнг, который
всегда мыслил независимо, продолжал развивать собственные идеи о личности и психопатологии. В
1912 г. вышла работа Юнга «Символы трансформации» (Jung, Symbols of Transformation, 1912/1967). В
этой книге нашли отражение взгляды Юнга, противоречащие системе Фрейда, что неизбежно должно
было привести к разрыву отношений между Юнгом и Фрейдом. Это обстоятельство чрезвычайно
тревожило Юнга. Однако изменить что-либо было невозможно.
В последующие годы Юнг продолжил свое изучение личности. Его также интересовали другие
разнообразные, эклектические вопросы (например, религиозный символизм, алхимия, летающие
тарелки, ясновидение и спиритические сеансы). В 1921 г. вышла наиболее известная или, во всяком
случае, одна из лучших его книг «Психологические типы» (Psychological Types,
1921/1966). Юнг
предпринял поездки в Северную Африку, Нью-Мексико (для изучения индейцев), Кению, Уганду,
Индию и Рим. Он продолжал публиковать свои работы (в частности, «Современный человек в поисках
души» (Modern Man in Search of a Soul,
1933); «Психология и алхимия» (Psychology and Alchemy,
1944/1968)). В 1957 г. он начал писать свою автобиографию Memories, Dreams, Reflections, которая была
впервые опубликована в 1961 г.
Психология Юнга сформировалась под воздействием следующих факторов: широта и
многообразие интересов; его творческое, интуитивное, независимое мышление; умение обобщить
разнообразную информацию, идеи, опыт при создании аналитической психологии. В следующих
разделах мы рассмотрим сущность подхода Юнга к психотерапии.
Прежде всего следует отметить, что подход Юнга труден для освоения. На это имеется целый ряд
причин.
«Юнг никогда не излагал свою психологическую теорию как теорию в строгом понимании этого
|