слова: то есть как совокупность обобщений и принципов, связанных с практикой психотерапии и
формирующих ее содержание как научной дисциплины... Юнг не предлагает методологии, техники
процедур, серии приемов, которыми мог бы воспользоваться его последователь» (Singer, 1973, р. 6).
Вполне понятно, что превращение юнгианского подхода в психотерапии в единое целое
представляет довольно сложную задачу. Однако усилия того стоят.
Поскольку Юнг не всегда четко формулировал принципы своего подхода, особенно в части
методов и техник, приходится привлекать другие источники, как это явствует из ссылок.
Философия и концепции
Чтобы понять философию Юнга, целесообразно начать с предложенных им концепций. Далее
приведены наиболее важные их них.
Концепции
Сознание. Речь идет об осознании, мыслях, чувствах и переживаниях, которые известны и
доступны индивиду.
Эго. «Что касается сознания, важно представлять себе, что не может быть сознания без Эго, к
которому оно относится» (Jung, 1968b, p. 10). Но что же такое Эго? «Эго есть сложное образование,
состоящее, во-первых, из общего осознания своего тела, своего существования и, во-вторых, из
содержащейся в памяти информации; вы представляете себе свое прошлое в виде череды
воспоминаний. Вот две основные составляющие того, что мы называем Эго» (Jung, 1968b, p. 10). Эго
это то, что «дает жизнь сознанию»; это центр сознания.
Личное бессознательное. В области личного бессознательного находятся все воспоминания и
переживания, которые были забыты или подавлены (Jung, 1936/ 1968); когда-то они были осознаны, при
определенных обстоятельствах они вновь могут быть осознаны (например, если что-то заставляет вас
вспоминать о прошлых событиях). «Личное (бессознательное) уходит в ранние младенческие
воспоминания...» (Jung, 1956, р. 87). В рамках личного бессознательного обнаруживаются разного рода
комплексы. «Комплекс представляет собой сгусток ассоциаций своего рода картину более или менее
сложной психологической природы иногда травмирующего, болезненного характера, иногда просто
болезненного и крайне чувствительного характера» (Jung, 1968b, p. 79). Например, индивид может иметь
«материнский» или «отцовский» комплекс, то есть отличаться повышенной восприимчивостью к
материнским или отцовским стимулам, что отражает некоторые неразрешенные вопросы во
взаимоотношениях с родителями. Поскольку мы имеем свои комплексы, наши комплексы еще в большей
степени имеют нас. Основной задачей юнгианской психотерапии, следовательно, является помощь
пациентам в разрешении проблемных, травматических комплексов.
Коллективное бессознательное. «Содержание коллективного бессознательного никогда не
доходит до сознания и, следовательно, никогда не приобретается
индивидуально; своим
существованием оно обязано наследственности» (Jung, 1936/1968, р. 42). Содержание коллективного
бессознательного представляет собой образы, потенциальные возможности и склонности, которые
унаследованы нами от предков (например, страхи, влечения, символические значения) наше расовое,
эволюционное и родовое наследие. Коллективное бессознательное является «универсальным»,
«извечным», «идентичным у всех индивидов», «составленным преимущественно из архетипов» (Jung,
1936/1968).
Чтобы лучше разобраться в том, что такое коллективное бессознательное, поясним, что
представляют собой архетипы.
«Архетип (typos,
отпечаток) это определенное образование архаичного характера,
продолжающее как по форме, так по содержанию, мифологические мотивы.
В чистом виде
мифологические мотивы проявляются в сказках, мифах, легендах и фольклоре. К некоторым наиболее
известным мотивам относятся фигуры Героя, Спасителя, Дракона (последний всегда связан с Героем,
который должен его победить), Кита или Монстра, который проглатывает Героя» (Jung, 1968b, p. 41).
|