можно сформулировать это в виде основной теоремы, которая гласит: быть человеком значит быть
сознательным и быть ответственным».
Как психоанализ, так и индивидуальная психология
заблуждаются в том, что рассматривают только один аспект человечности, один фактор в человеческом
существовании, в то время, как для получения истинной картины необходимо принимать во внимание
оба аспекта» (Frankl, 1986, р. 5). Логотерапия идет дальше каждого из этих подходов, проникая в
духовное (Geistig). Ответственность соотносится с сознанием через совесть.
Хотя каждый человек уникален, сам по себе он не имеет значения. «Значимость каждой
индивидуальности, смысл человеческой личности всегда связаны с сообществом» (Frankl, 1986, р. 70). В
сообществе каждый индивид незаменим благодаря своей уникальности. В этом и состоит различие
между сообществом и «массой», состоящей из одинаковых единиц. «Сообщество нуждается в
существовании индивида, чтобы самому иметь смысл» (р. 70), но также «смысл индивидуальности
реализуется в сообществе. До этой степени ценность человека зависит от сообщества» (р. 71). В то же
время масса поглощает индивида: «уходя в массу, человек утрачивает наиболее характерное свое
качество: ответственность» (р. 72). А становясь частью сообщества, что само по себе является выбором,
человек повышает свою ответственность.
Мотивация
Поддержание гомеостаза, снижение напряжения или психоаналитический принцип
удовольствия не могут адекватно объяснить человеческое поведение. Влечение к статусу, о котором идет
речь в индивидуальной психологии Адлера, также не является удовлетворительным объяснением, равно
как самовыражение, самореализация и самоактуализация. Все это, согласно Франклу, является скорее
следствиям, чем интенциями, то же самое можно сказать об удовольствии. Фактически
«лишь когда первичная объектная ориентация ослаблена, возникает интерес к себе, что наиболее
резко проявляется в существовании больных неврозом. Следовательно, стремление к самореализации
ни в коем случае нельзя считать первичным, напротив, мы усматриваем в нем признак снижения уровня
человеческого существования» (Frankl, 1958, р. 31).
Первичная мотивация человека это не жажда удовольствия или власти, это воля к смыслу.
Именно это «вдохновляет человека», иначе говоря, «это наиболее человеческое из всех явлений,
поскольку животное, естественно, никогда не печется о смысле своего существования» (Frankl, 1986, p.
XVI).
Смысл не изобретается людьми, как утверждает Сартр, он ими «открывается».
«Люди могут придать смысл своей жизни, осознав то, что я называю креативными
ценностями,
решая задачи. Они также могут придать своей жизни смысл, осознав эмпирические
ценности,
переживая Бога, Истину, Прекрасное или познав единственного человека во всей его
уникальности. Воспринимать одного человека как уникального означает любить его»
(Frankl, 1986, p.
XIX).
Даже когда эти переживания невозможны, «человек все-таки может придать своей жизни смысл
тем, как он встречает свою судьбу, свои страдания» (p. xix). Люди осознают ценности за счет отношения
к выпавшим на их долю неизбежным страданиям. Это установочные ценности и возможность их
осознания сохраняется до последних мгновений жизни. Страдание, таким образом, имеет смысл.
Стремление к цели не является движущей силой в психодинамическом понимании. «Ценности
не влекут человека; они не подталкивают его, а скорее тащат за собой»
(Frankl, 1963b, p. 157). Они
предполагают выбор или принятие решений. «Человек не испытывает влечения к нравственному
поведению; решение вести себя нравственно принимается в каждом конкретном случае». Он поступает
так не с целью удовлетворения соответствующего влечения и не для очистки совести, но «ради
причины, которой себя посвятил, либо ради любимого человека, либо во имя Бога» (р. 158).
Смысл жизни это не абстракция.
«В конечном счете человек не должен задавать вопрос, в чем заключается смысл жизни,
напротив, он должен сознавать, что этот вопрос адресован ему. Иначе говоря, каждому человеку жизнь
задает вопрос; ответ может быть дан только путем ответственности за свою собственную жизнь;
единственный ответ жизни быть ответственным... Этот акцент на ответственности отражается в
|