Navigation bar
  Print document Start Previous page
 332 of 400 
Next page End  

категорическом императиве логотерапии, который выглядит следующим образом: «Живи так, как будто
ты живешь уже второй раз, и как будто в первый раз ты поступил неправильно, именно таким образом,
как собираешься поступить сейчас!»» (Frankl, 1985a, pp. 131-132).
Смысл жизни, таким образом, уникален для каждого человека и изменяется с течением времени.
Существование преходяще, однако на этом его качестве основана ответственность, поскольку
люди постоянно стоят перед выбором из существующих возможностей. Человечество постоянно делает
выбор «из массы имеющихся возможностей». Как только
«мы использовали возможность и реализовали потенциальный смысл, мы сделали это раз и
навсегда. Мы спасли его в прошлом, куда он был благополучно доставлен и сложен. В прошлом ничто
не теряется безвозвратно, напротив, абсолютно все неизменно сберегается и накапливается»
(Frankl,
1985a, р. 175).
Вместе с тем потенциальные возможности, которые не были выбраны, утрачиваются.
Экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустрация
Общей жалобой сегодняшних пациентов является отсутствие смысла жизни. «Они не сознают
смысла, ради которого стоит жить. Они охвачены переживаниями своей внутренней пустоты, вакуума
внутри себя; они попадают в ситуацию, которую я назвал "экзистенциальным вакуумом"» (Frankl, 1985a,
р. 128). При отсутствии инстинктов, руководящих их поведением, и исчезновении традиций,
определяющих выбор, сталкиваясь с необходимостью делать выбор, люди не знают, что им делать, что
они хотят. «Этот экзистенциальный вакуум проявляется преимущественно в состоянии скуки... В
действительности скука сейчас причиняет и ставит перед психиатрами больше проблем, чем страдания»
(Frankl, 1985a, р. 129). Одним из проявлений скуки является «воскресный невроз», представляющий
собой «разновидность депрессии, которая поражает людей, осознавших отсутствие содержания в своей
жизни, когда дела завершены и внутри дает знать о себе пустота» (Frankl, 1985a, р. 129).
Фрустрация воли к смыслу — это «экзистенциальная фрустрация». Такая фрустрация иногда
«заместительно компенсируется жаждой власти... В других случаях место фрустрированной воли
к смыслу занимает жажда удовольствия. Вот почему экзистенциальная фрустрация часто выражается в
сексуальной компенсации. В таких случаях можно наблюдать, как сексуальное либидо буйствует в
экзистенциальном вакууме» (Frankl, 1985a, pp. 129-130).
Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является патологической или патогенной.
«Не всякий конфликт обязательно имеет невротический характер... страдание не всегда является
патологическим феноменом... Я решительно отвергаю предположения, что поиск смысла
существования, или даже сомнение в его наличии всегда обусловлено каким-либо заболеванием или
приводит к нему... Озабоченность или даже отчаяние человека по поводу смысла жизни есть
экзистенциальное страдание, а вовсе не психическое заболевание» (Frankl, 1985a, pp. 124-125).
Философские конфликты и проблемы, касающиеся мировоззрения человека, являются
психологически, биологически и социологически «обусловленными, но не вызванными». Заблуждение
психологизма — «анализировать каждый поступок с точки зрения его психического происхождения,
судить на этом основании о ценности или неценности его содержания» (Frankl, 1986, р. 15). Даже при
наличии у индивида патологии, его философия или мировоззрение не обязательно патологичны.
Психологизм вместе с тем склонен к обесцениванию; «он всегда пытается демаскировать», разоблачить,
вскрыть внутреннюю сущность, то есть невротическую или культурно-патологическую мотивацию.
«Всегда и везде психологизм видит одни лишь маски, настаивая на том, что за ними скрываются лишь
невротические мотивы» (Frankl, 1986, pp. 18-19).
Поиск смысла может привести скорее к напряжению, чем к равновесию, но это не
патологическое напряжение; это «обязательная предпосылка психического здоровья... психическое
здоровье основывается на определенной степени напряжения, напряжения между уже достигнутым и
еще требующим завершения, или разрывом между тем, каков человек, и тем, каким он должен стать»
(Frankl, 1985a, pp. 126-127). В первую очередь человеку требуется не разрядка напряжения — гомеостаз,
или равновесие, — а «ноодинамика», то есть экзистенциальные движущие силы в поляризованном поле
напряжения, где один полюс представлен смыслом, который предстоит реализовать, а другой полюс —
Hosted by uCoz