Пациенты часто жалуются на проблемы, касающиеся смысла жизни, то есть философские или
духовные проблемы. Эти проблемы могут быть признаком заболевания или невроза. Неврозы и
психозы, включая органические психотические процессы, имеют экзистенциальный аспект, а также
конституциональный и психогенный аспекты. Они затрагивают как свободу духовного отношения к
конституциональным и психологическим факторам, так и способ существования. Следовательно,
лечение должно быть более чем просто медицинским или психологическим; оно должно также
рассматривать экзистенциальные аспекты.
Логотерапия направлена именно на эти проблемы. Слово logos имеет двойное значение
«смысла» и «духовности». Логотерапия, таким образом, имеет дело с экзистенциальной и духовной
природой человека.
Постановка диагноза
Правильный диагноз является первым шагом в психотерапии, причем очень важным. Любое
эмоциональное нарушение или психическое заболевание включает физический, психологический и
духовный факторы: «не существует чистых соматогенных, психогенных или ноогенных неврозов. Все
неврозы смешанные, в каждом из них соматогенный, психогенный или ноогенный компонент выходит
на передний план теоретического рассмотрения и соответственно терапевтических задач» (Frankl, 1956,
см. предисловие). Цель диагностики определить природу каждого фактора и выявить среди них
первичный. Если первичным является физический фактор, это психоз; при первичности
психологического фактора мы имеем дело с неврозом; первичность духовного фактора определяет
ноогенный невроз.
Терапия затрагивает человека в целом и может включать физическое (или медицинское)
вмешательство, психотерапию и логотерапию, параллельно или последовательно. «Логотерапия ставит
целью не занять место существующей психотерапии, а лишь дополнить ее, формируя таким образом
целостную картину человека, включая духовное измерение (Frankl, 1986, p. XVII). Она фокусируется на
смыслах и ценностях. Психотерапия, «не уделяющая явного внимания ценностям», на том основании,
«что всякая психотерапия так или иначе затрагивает ценности» (Frankl, 1986, p. XVII), не подходит для
решения этих проблем.
Общая природа логотерапии
Если цель психоанализа сделать бессознательное осознанным, а цель индивидуальной
психологической терапии (по Адлеру) заставить страдающего неврозом взять на себя
ответственность за собственные симптомы, то цель логотерапии состоит в том, чтобы заставить
человека сознательно принять ответственность за себя. «В связи с этим задача психотерапевта
выявить потенциал пациента, обнаружить его латентные ценности» (Frankl, 1986, р. 8). Логотерапия
восполняет пробел в психотерапии; она «действует за пределами эдипова комплекса и комплекса
неполноценности». Это «форма психотерапии, которая проникает за психическое заболевание
невротика к его духовной борьбе» (Frankl, 1986, р. 11).
Философских и экзистенциальных, или духовных, проблем невозможно избежать, их нельзя
также устранить путем сосредоточения на их патологических корнях или последствиях физических
или психологических.
«Необходимо встретиться с пациентом лицом к лицу, честно и открыто. Вместо того чтобы
уклоняться от дискуссии, надо вступить в нее. Надо обсудить интересующие пациента вопросы на
понятном ему языке. Пациент имеет право требовать, чтобы идеи, которые он выдвигает, были
рассмотрены на философском уровне... Философский вопрос нельзя решить, сводя обсуждение к
патологическим корням, из которых вопрос произрастает, или намекая на нездоровые последствия
философских размышлений... Уже ради одной философской справедливости мы должны использовать
то же самое оружие» (Frankl, 1986, pp. 11-12).
Психотерапия не способна решать философские вопросы. Мировоззрение страдающего неврозом
|