для специфических стратегий при специфических синдромах» (Lazarus, 1990, р. 670). Это, возможно,
верно, однако отсутствуют экспериментальные доказательства специфической эффективности этих
вмешательств и стратегий.
Лазарус ссылается на работу Бандуры (Bandura, 1986), посвященную эффективности
моделирования при фобических расстройствах. Однако еще до работ Бандуры специфическим
вмешательством при фобиях считалась систематическая десенсибилизация. Более того, моделирование
подразумевает личные отношения; психотерапевт, пусть даже экспериментатор, является моделью для
клиента, или субъекта. Лазарус цитирует ряд исследований; он признает определенные характеристики
отношений, но считает их недостаточными (хотя необходимыми). Вместе с тем не представляется
возможным устранить параметры отношений, накладывающие отпечаток на все попытки
исследователей продемонстрировать эффективность поведенческих или когнитивных техник.
Интересное исследование, в котором была предпринята попытка исключить влияние отношений,
проведено группой авторов (Lang, Malamed & Hart, 1970): в лабораторных условиях исследовалась
модификация страха с помощью автоматизированной процедуры десенсибилизации. Инструкции
участникам были записаны на пленку; они прослушивали записи, не встречаясь с экспериментатором
лично. Однако на пленках был записан человеческий голос; кроме того, экспериментальная ситуация
предполагала некоторые межличностные отношения, участники направлялись для эксперимента
психотерапевтами. Не исключена возможность реакции участников на магнитофонную запись голоса:
этот аппарат был назван средством автоматической десенсибилизации (DAD).
Попытка применить парадигму специфических вмешательств на практике привела к
многочисленным предписаниям относительно терапевтических стратегий при тех или иных состояниях,
часто эти рекомендации не были подкреплены экспериментальными данными. Бейтлер и Кларкин
(Beutler & Clarkin, 1990) разработали наиболее точную систему подбора лечения к конкретным клиентам.
Система основана не на Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств (American
Psychiatric Association, 1994), а на другой классификации личностных характеристик клиентов,
окружающих условий и обстоятельств. Помимо особенностей пациента и окружения в систему
включены характеристики психотерапевтов и разных видов психотерапии, а также специфических
терапевтических вмешательств. Эта обширная система, опирающаяся на данные исследований, является
сложным процессом, «вероятно, чересчур сложным, чтобы привлечь интерес читателя» (Beutler &
Clarkin, 1990, p. XII); она также слишком сложна, чтобы ее можно было реализовать на практике.
Представляемая как систематическая модель, она содержит множество техник лечения, подобранных на
эмпирической основе без учета теоретических соображений.
До настоящего времени парадигма специфических вмешательств объясняет многообразие
процедур и техник, которые используются методом проб и ошибок. Прогноз Страппа (Strupp, 1982)
сбывается: «Поиск специфических психотерапевтических техник для специфических расстройств (по
аналогии с лекарствами)
может оказаться бесплодным» (р. 44). Семь лет спустя он сделал следующий
вывод: «Исследования не дали явных доказательств особой эффективности специфических техник в
терапии конкретных расстройств» (Lambert, Shapiro & Bergin, 1986; Strupp, 1989, p. 717). Стаббс и Бозарт
(Stubbs & Bozarth, 1994) после оценки публикаций, посвященных парадигме специфических
вмешательств, пришли к заключению, что «исследования, касающиеся специфичности вмешательств,
дисфункций, особенностей психотерапевта и клиента фрагментарны, часто не могут быть
воспроизведены и обобщены... Исследования специфичности... привели к неубедительным и
противоречивым результатам» (р. 109).
Мультикультурное движение
Мультикультурное движение в психотерапии стало третьим основным источником разнообразия.
Движение началось около тридцати лет назад. Декларацией его стала статья Вренна (Wrenn, 1962) под
названием «Скованный культурой консультант» (The Culturally Encapsulated Councelor). Однако импульс
движению придали наблюдения, что «клиентыпредставители меньшинств получают неравноценные
и дешевые услуги по поддержанию психического здоровья» (S. Sue, 1977, р. 116). Они, как утверждал
Сью, получают этих услуг меньше и сравнительно низкого качества. В качестве примеров приводились
|