Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 400 
Next page End  

1968a).
Индивидуация это «процесс, посредством которого человек становится психологическим
"индивидом", то есть самостоятельной, неделимой единицей, или "целым"» (Jung, 1939/1968, р. 275).
Аттитюды. Это интроверсия и экстраверсия.
«Первая установка обычно проявляется в неуверенности, рефлексивности, привычке к
уединению, склонности пускать все на самотек, некоторой защитной позиции и желании спрятаться за
подозрительностью и недоверчивостью. Вторая установка обычно проявляется открытостью,
искренностью, хорошей приспособляемостью к конкретной ситуации, быстрым формированием
привязанностей и... часто граничит с избыточной доверчивостью и готовностью ввязаться в
авантюрные предприятия» (Jung, 1956, р. 54).
Каждый из нас в той или иной мере обладает обеими этими установками, однако чаще всего
одна из них доминирует.
Четыре функции. Это мышление, чувствование, ощущение и интуиция.
«Важнейшая функция ощущения — установить, что нечто существует, мышление говорит нам о
значении этого существующего предмета или явления, чувствование подсказывает, какова его ценность,
интуиция позволяет сориентироваться в источниках происхождения и перспективах. Ощущение и
интуицию я называю иррациональными функциями, поскольку они имеют дело просто с тем, что
происходит, с актуальной или потенциальной действительностью. Мышление и чувствование, будучи
дискриминативными функциями, рациональны» (Jung, 1921/1971, appendix).
Типы. Возможные сочетания двух аттитюдов и четырех функций лежат в основе теории
психологических типов: всего их насчитывается восемь (например, экстравертированный ощущающий
тип, интровертированный чувствующий тип и т. д.). Определив тип человека, можно судить о
присущих ему характерных подходах и функционированию в окружающем мире (Jung, 1921/1966). (Этот
типологический подход лег в основу одного из наиболее популярных в настоящее время объективных
личностных опросников — Определитель типов Майерс—Бриггс, Myers Briggs Type Indicator.)
Заключительное примечание. Здесь перечислены далеко не все выдвинутые Юнгом
концепции, а только наиболее важные из них. Другие концепции и определения можно найти в
глоссарии, который приведен в книге Юнга Memories, Dreams, Reflections (Jung, 1961). Другие полезные
источники информации включают введения в теорию личности (Hall & Lindzey, 1970; Hall & Nordby,
1973), а также словарь юнгианского анализа (Samuels, Shorter & Plaut, 1986). Установив и определив
некоторые из основных концепций Юнга, давайте рассмотрим, как они соотносятся между собой. С
этой целью сделаем определенные допущения.
Допущения
В основе системы взглядов Юнга лежат пятнадцать допущений. (Эти допущения (приведены
курсивом) взяты из работы Maduro & Wheelwright, 1977, pp. 89-105.)
1.
Личность испытывает влияние существования и потенциальной активации коллективного
трансперсонального бессознательного. Здесь говорится о существовании коллективного
бессознательного, которое есть у каждого из нас и влияет на наше повседневное функционирование.
2. Бессознательные элементы, неприемлемые для Эго, локализуются в личном бессознательном.
Бессознательные, но забытые или подавленные элементы также содержатся в личном бессознательном.
Однако лишь неприемлемые элементы причиняют боль, страдания и несчастья, которые являются
главным фокусом психотерапии.
3.
Со временем вокруг активированных архетипических образов формируются и получают
энергетическую подпитку комплексы. Комплексы, «психические фрагменты, отщепившиеся вследствие
психотравмирующих воздействий или определенных несовместимых тенденций» (Jung, 1937/1968, р.
121), обнаруживаются в личном бессознательном. Однако комплексы организуются и вызываются к
жизни каким-либо архетипическим образом. Задача терапии — перевести проблемные комплексы в
сознание, чтобы они могли быть разрешены и интегрированы в личность.
4.
Эго служит посредником между бессознательным и внешним миром. Эго, таким образом,
является связующим звеном, своеобразным мостиком, соединяющим бессознательное с внешним миром.
Hosted by uCoz