1968a).
Индивидуация это «процесс, посредством которого человек становится психологическим
"индивидом", то есть самостоятельной, неделимой единицей, или "целым"» (Jung, 1939/1968, р. 275).
Аттитюды. Это интроверсия и экстраверсия.
«Первая установка обычно проявляется в неуверенности, рефлексивности, привычке к
уединению, склонности пускать все на самотек, некоторой защитной позиции и желании спрятаться за
подозрительностью и недоверчивостью. Вторая установка обычно проявляется открытостью,
искренностью, хорошей приспособляемостью к конкретной ситуации, быстрым формированием
привязанностей и... часто граничит с избыточной доверчивостью и готовностью ввязаться в
авантюрные предприятия» (Jung, 1956, р. 54).
Каждый из нас в той или иной мере обладает обеими этими установками, однако чаще всего
одна из них доминирует.
Четыре функции. Это мышление, чувствование, ощущение и интуиция.
«Важнейшая функция ощущения установить, что нечто существует, мышление говорит нам о
значении этого существующего предмета или явления, чувствование подсказывает, какова его ценность,
интуиция позволяет сориентироваться в источниках происхождения и перспективах. Ощущение и
интуицию я называю иррациональными функциями, поскольку они имеют дело просто с тем, что
происходит, с актуальной или потенциальной действительностью. Мышление и чувствование, будучи
дискриминативными функциями, рациональны» (Jung, 1921/1971, appendix).
Типы. Возможные сочетания двух аттитюдов и четырех функций лежат в основе теории
психологических типов: всего их насчитывается восемь (например, экстравертированный ощущающий
тип, интровертированный чувствующий тип и т. д.). Определив тип человека, можно судить о
присущих ему характерных подходах и функционированию в окружающем мире (Jung, 1921/1966). (Этот
типологический подход лег в основу одного из наиболее популярных в настоящее время объективных
личностных опросников Определитель типов МайерсБриггс, Myers Briggs Type Indicator.)
Заключительное примечание. Здесь перечислены далеко не все выдвинутые Юнгом
концепции, а только наиболее важные из них. Другие концепции и определения можно найти в
глоссарии, который приведен в книге Юнга Memories, Dreams, Reflections (Jung, 1961). Другие полезные
источники информации включают введения в теорию личности (Hall & Lindzey, 1970; Hall & Nordby,
1973), а также словарь юнгианского анализа (Samuels, Shorter & Plaut, 1986). Установив и определив
некоторые из основных концепций Юнга, давайте рассмотрим, как они соотносятся между собой. С
этой целью сделаем определенные допущения.
Допущения
В основе системы взглядов Юнга лежат пятнадцать допущений. (Эти допущения (приведены
курсивом) взяты из работы Maduro & Wheelwright, 1977, pp. 89-105.)
1.
Личность испытывает влияние существования и потенциальной активации коллективного
трансперсонального бессознательного. Здесь говорится о существовании коллективного
бессознательного, которое есть у каждого из нас и влияет на наше повседневное функционирование.
2. Бессознательные элементы, неприемлемые для Эго, локализуются в личном бессознательном.
Бессознательные, но забытые или подавленные элементы также содержатся в личном бессознательном.
Однако лишь неприемлемые элементы причиняют боль, страдания и несчастья, которые являются
главным фокусом психотерапии.
3.
Со временем вокруг активированных архетипических образов формируются и получают
энергетическую подпитку комплексы. Комплексы, «психические фрагменты, отщепившиеся вследствие
психотравмирующих воздействий или определенных несовместимых тенденций» (Jung, 1937/1968, р.
121), обнаруживаются в личном бессознательном. Однако комплексы организуются и вызываются к
жизни каким-либо архетипическим образом. Задача терапии перевести проблемные комплексы в
сознание, чтобы они могли быть разрешены и интегрированы в личность.
4.
Эго служит посредником между бессознательным и внешним миром. Эго, таким образом,
является связующим звеном, своеобразным мостиком, соединяющим бессознательное с внешним миром.
|