Navigation bar
  Print document Start Previous page
 360 of 400 
Next page End  

почему он намеревается делать... Отсутствие своевременного структурирования при консультировании
может привести к досадным и ненужным недоразумениям» (р. 47) (см. также Sue & Zane, 1987, pp. 41-
43).
Эти недоразумения могут помешать клиенту продолжить терапию. Структурирование
необходимо, когда клиент не знает, что собой должны представлять терапевтические отношения, как
будет вести себя психотерапевт, чего он ждет от клиента, или же у клиента имеются ложные
представления на этот счет.
В литературе, посвященной мультикультурной терапии, намечаются изменения, связанные с
возвратом к признанию основной природы терапии как межличностных отношений. Ранее Паттерсон
(Patterson, 1978) предлагал такой взгляд на мультикультурную терапию или консультирование.
Изменения начались с заявления Педерсена (Pedersen, 1990) о том, что «в определенной мере всякое
консультирование в сфере психического здоровья можно считать мультикультурным» (р. 94). Далее
последовало утверждение, что «мы движемся к общей мультикультурной теории» (Pedersen, 1991, р. 6).
Он продолжает: «Очевидные различия в поведении вследствие культурных различий обычно
преувеличиваются, в то время как гораздо менее очевидные черты сходства преуменьшаются» (р. 9).
Вонтресс (Vontress, 1988) ранее подчеркивал общность человеческой природы клиентов. Признается
также всеобщность мультикультурного консультирования (Ibraham, 1991). Группа авторов
сформулировала это положение более четко (Speight, Myers, Cox & Highlen, 1991): «Всякое
консультирование является кросс-культурным или мультикультурным, поскольку все люди различаются
своей культурной основой, ценностями, стилем жизни... Мультикультурное консультирование
переопределено как основа любых отношений помощи. Всякое консультирование мультикультурно по
своей природе» (pp. 29, 31). К сожалению, Стандарты ассоциации за мультикультурное
консультирование и развитие (D. W. Sue, Arredondo & McDavic, 1992) не признают этого положения как
основы компетентности консультанта.
Все клиенты, как отмечалось ранее, принадлежат к различным группам, каждая из которых
оказывает влияние на представления клиентов, их убеждения, чувства,
мысли и поведение.
Психотерапевт должен сознавать эти влияния и их уникальное сочетание у данного клиента, если
желает успеха терапии.
Современное (чрезмерное) внимание к культурным различиям и культурно-специфической
терапии ведет: а) к сосредоточению на специфических техниках (или навыках, как их теперь называют),
когда психотерапевт, словно хамелеон, меняет стили, техники и методы с целью соответствовать
предполагаемым особенностям клиентов из разных культур и групп, б) к акценту на различиях между
культурами и соответствующими мировоззрениями. При этом подходе игнорируется факт, что все мы
быстро становимся единым миром, усиливается общение между представителями разных культур, что
ведет к возрастанию однородности мировоззрений и объединению людей.
Вонтресс (Vontress, 1979) предлагает экзистенциалистский взгляд на кросс-культурное
консультирование, «философскую ориентацию, позволяющую выйти за культурные рамки» (р. 117).
Фримен (Freeman, 1993), цитируя предложение Педерсена (Pedersen, 1991) о поиске концептуальных
рамок, учитывающих многообразие общества, и в то же время предлагая с помощью искренней заботы и
внимания преодолевать культурные различия между людьми, разрабатывает такие рамки, включающие
универсальное и специфическое в терапии. Хотя она специально на этом не останавливается,
универсальность — это процесс, в то время как специфичность связана с содержанием терапии.
Наконец, с учетом сделанных наблюдений, а также предполагая, что всякая терапия
мультикультурна, можно разработать универсальную систему психотерапии (Patterson, 1989b). Этому и
посвящена следующая глава.
Заключение
В этой главе мы рассмотрели три основных источника многообразия теории и практики
психотерапии. Первый состоит в философском различии во взглядах на природу людей. С одной
стороны, они рассматриваются как реактивные существа, откликающиеся на внутренние и внешние
силы и раздражители. С другой стороны, люди могут считаться проактивными существами,
Hosted by uCoz