способными в значительной степени контролировать собственную жизнь. Вторым источником
дивергенции служит парадигма специфических вмешательств при специфических проблемах. Третьим
источником является мультикультурное движение, которое ратует за специфические вмешательства или
техники для клиентов из различных этнических, расовых, культурных, социально-экономических и
половозрастных групп. Не так давно, однако, этот подход приблизился к пониманию
мультикультурности любой терапии, когда важнейшей проблемой становится компетентность
психотерапевта как человека. Возникают условия для создания универсальной системы психотерапии. В
следующей главе предлагается возможный способ преодоления первых двух источников дивергенции и
излагается универсальная система психотерапии.
Глава 16. Конвергенция
Целью любой науки является соединение всех свидетельств или фактов в определенной области,
чтобы отделить явно противоположные или противоречащие факты. Так, Стивен Хокинг посвятил свою
жизнь обнаружению принципа или закона, согласно которому удалось бы объединить теорию поля
Эйнштейна (теорию относительности) и квантовую механику. Таким образом, целью области
психотерапии может явиться разработка универсальной теории или системы. Однако этого пока не
наблюдается. Мало кто согласен с тем, что достижение этой цели возможно или хотя бы желательно.
Тем не менее сохраняется интерес к интеграции различных методов и даже теорий.
Движение к интеграции
Первые попытки связать теорию научения с психотерапией датируются 1930-1940-ми гг. (см.
предисловие к части II). Книга Долларда и Миллера (Dollard & Miller, 1950) была первым крупным
усилием по интеграции теории поведения и психоаналитической теории. Следующий важный шаг был
сделан Уотчелом (Wachtel, 1977), который также попытался объединить эти два подхода в своей книге, а
затем продолжил в серии статей. В 1984 г. Арковиц и Мессер (Arkowitz & Messer, 1984) издали книгу,
озаглавленную «Психоаналитическая терапия и поведенческая терапия: возможна ли интеграция?»
(Psychoanalytic Therapy and Behavioral Therapy: Is Integration Possible?).
В 1980-х гг. интерес к интеграции расширился за пределы психоаналитической и поведенческой
концепций. В 1979 г. Марвин Голдфрид, Пол Уотчел и Ганс Страпп основали ассоциацию сторонников
интеграции в психотерапии и стали выпускать информационный бюллетень. Группа стала Обществом
по исследованию интеграции в психотерапии (Society for the Exploration of Psychotherapy Integration,
SEPI). Журнал International Journal of Eclectic Psychotherapy,
который выходил с 1982 г., стал
именоваться журналом Journal of Integrative and Eclectic Psychotherapy. Журнал Journal of Psychotherapy
Integration с 1991 г. стал выходить как журнал SEPI. Норкросс (Norcross, 1986) пишет, что «психотерапия
в духе времени (Zeitgeist) 1980-х гг. это сближение, конвергенция и интеграция» (p. IX).
Движение к интеграции в психотерапии не имеет целью создание единой, универсальной
системы психотерапии. Его сторонники не разделяют убеждения, что «целью всякого движения к
эклектизму или интеграции в психотерапии должно
быть создание единой, исчерпывающей системы
психотерапии, включая философские и теоретические основы» (Patterson, 1989). Хотя ранее Норкросс
(Norcross, 1986) отмечал, что «перспективой эклектизма является создание всеобъемлющего
психотерапевтического подхода, основанного на совокупности эмпирических наблюдений», он
расценил утверждение Паттерсона как «явно ложное» (Norcross, 1990). Другие исследователи также не
пришли к общему мнению относительно цели интеграции. Арковиц (Arkowitz, 1992) в своем обзоре,
посвященном оценке интегративных теорий, выразил озабоченность тем, что «сегодняшняя интеграция
может стать завтрашним подходом единственной школы... Такая перспектива вернет нас в ту точку,
откуда мы вышли» (р. 273). Вместе с тем развитие многочисленных видов интегративной терапии
порождает одну и ту же проблему: «Будет ли конкуренция между специфическими школами
интегративной терапии...» (Arnkoff & Glass, 1992, p. 684).
|