терапевтические отношения, с точки зрения психотерапевтов, напоминают хорошие межличностные
отношения.
Теоретики и психотерапевты придерживаются единого мнения о том, что терапевтические
отношения оказывают влияние на изменение поведения. Голдштейн (Goldstein, 1962), анализируя
литературу, посвященную ожиданиям психотерапевта и пациента в процессе психотерапии, пришел к
следующему выводу: «Не остается никакого сомнения в том, что терапевтическое взаимодействие играет
главенствующую роль» (р. 12).
Меннингер и Холцман (Menninger & Holzman, 1973) во втором издании руководства «Теория
психоаналитических техник» (Theory of Psychoanalytical Techniques) охарактеризовали отношения как
«ядро терапевтического процесса». Голдштейн (Goldstein, 1977), в результате анализа сборника работ,
вышедшего под названием «Что делает возможными поведенческие изменения?» (What Makes Behaviour
Change. Possible?),
пришел к выводу о том, что «практически все авторы сознают важность и уделяют
внимание терапевтическим отношениям как важнейшей составляющей поведенческих изменений». В
сборнике были опубликованы работы четырнадцати авторов, включая Франка, Страппа, Бертона,
Эллиса, Рейми, супругов Полстер, Бандуру и Вольпе.
Имеется множество публикаций на тему терапевтических отношений, в последнее время все
чаще называемых «терапевтическим альянсом», в том числе данные исследований и обзоры. Бейтлер,
Краго и Аризменди (Beutler, Crago & Arizmendi, 1986) в третьем издании руководства по психотерапии и
поведенческим изменениям под редакцией Гарфилда и Бергина пишут: «Важность таких качеств
психотерапевта признается практически всеми школами психотерапии, хотя им и придается разное
значение» (Garfield and Bergin, Handbook of Psychotherapy and Behavior Change, p. 276). Ламберт и Бергин
(Lambert & Bergin, 1994) приходят к следующему выводу.
«Практически все школы психотерапии разделяют идею о том, что эти (точная эмпатия,
позитивное отношение, открытая теплота, конгруэнтность, или искренность) или же аналогичные
характеристики психотерапевта в отношениях с клиентом имеют огромное значение для успеха
психотерапии и действительно закладывают основы рабочего альянса» (р. 164).
«Эти и другие подобные факторы признаются всеми терапевтическими школами и составляют
львиную долю эффективных элементов психотерапии» (Lambert, Shapiro & Bergin, 1986, p. 171).
Эммелкамп (Emmelkamp, 1994), анализируя поведенческую терапию, делает следующий вывод:
«становится... все очевиднее, что качество терапевтических отношений оказывает большое влияние на
успех или неудачу поведенческой терапии» (р. 417, ср. Emmelkamp, 1986).
Клиент в терапевтических отношениях
Публикации, посвященные терапевтическим отношениям, касались почти исключительно вклада
психотерапевта, хотя роль клиента также нельзя недооценивать. Терапевтические отношения не могут
существовать без участия клиента. В действительности для исхода терапии намного важнее вклад
клиента, чем психотерапевта. Франк (Frank, 1974) после двадцати пяти лет исследований сделал
следующий вывод: «Наиболее важные факторы долгосрочного улучшения связаны с самим пациентом»
(р. 39). Норкросс (Norcross, 1986) пишет, что «по оценкам экспертов, около трети результатов лечения
связаны с психотерапевтом, а две трети с клиентом. Менее 10% результатов обусловлено техниками»
(р. 15). Под экспертами подразумеваются Страпп (Bergin & Strupp, 1972): «По моему мнению,
терапевтическое изменение по большей части определяется способностью к изменениям пациента» (р.
410), а также Бергин и Ламберт (Bergin & Lambert, 1978), которые отмечают: «Мы полагаем... что исход
терапии преимущественно зависит от заранее существующих факторов клиента, таких как мотивация к
изменению и тому подобных. Личностные особенности психотерапевта ответственны за изменения во
вторую очередь, техники же с большим отрывом занимают третье место» (р. 180). Такого же мнения
придерживается Бергин с сотрудниками (Lambert, Shapiro & Bergin, 1986), когда пишет: «Становится все
более очевидно, что пациент, так же как и психотерапевт, играет важную роль в обеспечении качества
отношений и результата психотерапии» (р. 171). Эти взгляды нашли подтверждение в ряде работ
(Lambert, 1991; Lambert & Bergin, 1992; Bergin & Garfield, 1994).
Остается неясным, какие именно параметры клиента, помимо мотивации, имеют значение.
|