Исследования, посвященные демографическим и личностным особенностям
клиентов, не позволили
предсказать результат терапии исходя из этих параметров (Garfield, 1986a).
В статье, опубликованной в 1957 г., Роджерс перечислил как необходимые и достаточные для
благоприятного исхода терапии две особенности клиентов.
«1. Клиент находится в состоянии неконгруэнтности, уязвимости и тревожности (р. 96).
Неконгруэнтность есть расхождение между действительными переживаниями организма и
представлением человека о себе в том виде, в котором эти переживания осознаются... Существует
фундаментальное расхождение между отражением смысла ситуации организмом и символическим
отображением этого переживания в осознании таким образом, чтобы не возникло противоречия с
представлением человека о себе... Когда индивид не сознает этой неконгруэнтности, он практически не
подвержен тревоге и дезорганизации. Если же человек смутно осознает в себе эту неконгруэнтность,
возникает состояние напряжения, известное как тревога» (pp. 96-97).
Говоря проще, человек встревожен, озадачен, расстроен, ему плохо и он нуждается в помощи.
Другими словами, он мотивирован. Объективным свидетельством мотивации служит обращение за
помощью и продолжение терапии.
«2. Вторым условием является «хотя бы минимальное сообщение клиенту психотерапевтом
эмпатического понимания и безусловного позитивного отношения» (Rogers, 1957, р. 96). «Если не
удалось сообщить такого отношения, значит, психотерапевт его не ощущает, и терапевтический процесс
не может... быть начат. Поскольку само по себе отношение нельзя воспринять, точнее будет сказать, что
поведение и слова психотерапевта воспринимаются клиентом как означающие, что психотерапевт в
некоторой степени его понимает и принимает» (Rogers, 1957, р. 99).
Данные исследований (Orlinsky & Howard, 1986) свидетельствуют о том, что в вопросе о
взаимосвязи качеств психотерапевта и результатов терапии «удельный вес благоприятных исходов
возрастает, когда клиент ощущает теплоту и принятие со стороны психотерапевта. И опять-таки
решающим аспектом терапевтического процесса, по-видимому, является переживание клиентом
отношения психотерапевта» (р. 348; ср. Orlinsky, Grawe & Parks, 1994, pp. 326, 339, 360-361).
Имеется и еще одна необходимая для успеха терапии особенность клиента, о которой не
упомянул Роджерс. Клиент должен быть способен на самоисследование, самораскрытие, то есть
вербальное выражение чувств, установок, мыслей и переживаний. С точки зрения Роджерса,
предполагается, что при наличии хотя бы в минимальной степени описанных выше особенностей
психотерапевта и клиента клиент оказывается способен на самораскрытие.
Отношения как неспецифический элемент
Многие представители различных теоретических школ считают психотерапевтические
отношения неспецифическими. Такой позиции длительное время придерживался Франк (Frank, 1973,
1982). Бергин и Ламберт (Bergin & Lambert, 1978), а также Страпп (Strupp, 1978, 1986b) подчеркивали
неспецифическую природу отношений, не раз упоминая о необходимости использования
специфических техник в дополнение к неспецифическим отношениям.
Бихевиористы также считают терапевтические отношения неспецифическими, в отличие от
специфических техник поведенческой терапии. Так, Вольпе утверждал,
что его метод реципрокного
торможения, наряду с другими поведенческими техниками, повышает вероятность улучшения по
сравнению с одними только терапевтическими отношениями, заявляя, что «процедуры поведенческой
терапии обладают действием, дополняющим эффект отношений, общий для всех форм психотерапии»
(Wolpe, 1973, р. 9). Подобные заявления не раз оспаривались, не подтверждаются они и данными
исследований, в которых проверялись отношения.
Клиницисты, считающие терапевтические отношения неспецифическим фактором, полагают, что
они не связаны непосредственно с лечением конкретных проблем клиента. Это своего рода фон, на
котором работает психотерапевт, некая обстановка или среда для использования специфических
методов; некоторые психотерапевты считают, что отношения закладывают основу доверия клиента
психотерапевту, благодаря чему появляется возможность оказывать на клиента то или иное воздействие.
Против этого утверждения имеются два возражения. Во-первых, если считать, что источником
|