многих, если не большинства проблем клиента являются нарушенные межличностные отношения, тогда
терапевтические отношения, обладающие особенностями добрых человеческих отношений,
представляют собой адекватный и специфичный метод вмешательства. Психотерапевт служит моделью
для клиента, на этом примере клиент учится поддерживать хорошие отношения с другими людьми, и в
то же время клиент имеет возможность переживать отношения, которые предлагает ему психотерапевт.
В последнее время стало очевидным, что хорошие межличностные отношения характеризуются
пониманием, честностью, открытостью, искренностью и спонтанностью. Психотерапия как
межличностные отношения также обладает этими особенностями. Действительно, трудно себе
представить, как можно научить клиента налаживать хорошие межличностные отношения в контексте
отношений другого рода.
Считается общепризнанным, что источником большинства эмоциональных нарушений служит
отсутствие добрых человеческих отношений. Форд и Урбан (Ford & Urban, 1963), оценивая теории или
системы психотерапии, описанные в их книге, отметили, что «все теоретики сходятся во мнении, что
ситуационными условиями, необходимыми для развития поведенческого расстройства, являются
способы поведения других людей в отношении растущего человека» (р. 649). Классические работы
Шпица (Spitz, 1945), посвященные детям, воспитывающимся в интернатах, показывают, что отсутствие
внимания, ухода и личного контакта оказывает разрушительное действие не только психологически, но
также и физиологически. Любовь, которая является сущностью добрых человеческих отношений,
необходима для выживания. Бертон (Burton, 1972) пишет, что «основным патогенным фактором, по
моему мнению, является нарушенная материнская среда, то есть отсутствие полноценного ухода, а не
какая бы то ни было конкретная травма как таковая» (р. 14). Множество других авторов и
психотерапевтов полагают, что эмоциональные нарушения, неврозы и психозы являются результатом
отсутствия или недостаточной выраженности любви и принятия (или безусловного позитивного
отношения) в детстве (Glasser, 1965; Patterson, 1985a; Walsh, 1991). Бертон (Burton, 1967) отмечает, что
«после проведения многочисленных исследований в области психотерапии она по-прежнему
заключается в отношениях, которые лучше всего описываются словом "любовь"» (р. 102-103).
Вторым возражением против мнения о неспецифичности терапевтических отношений являются
данные исследований, посвященных параметрам (неспецифическим) этих отношений. Имеются
свидетельства того, что создание описанных здесь отношений даже без каких-либо дополнительных
техник эффективно в целом ряде случаев при многих социально-психологических или межличностных
проблемах (см. ссылки на эти исследования в главе 13).
Вездесущее плацебо
В связи со спором о неспецифичности терапевтических отношений высказывается мнение, что
эти факторы выступают в роли плацебо. Эту позицию разделяют Розенталь и Франк (Rosenthal and Frank,
1956), а также Краснер (Krasner & Ullmann, 1965) и Вольпе (Wolpe, 1973).
Шапиро (посвятивший изучению плацебо больше усилий, чем кто-либо другой) и Моррис
(Shapiro & Morris, 1978) предлагают следующие определения.
«Плацебо называется любая терапия или ее компонент, которые намеренно используются в
связи с неспецифическим, психологическим или психофизиологическим эффектом, или те, которые
используются из-за предполагаемого специфического действия, однако их специфическое действие не
проявляется при терапии данного состояния.
Плацебо-эффект определяется как неспецифическое, психологическое или физиологическое
действие, вызываемое плацебо.
Плацебо,
при использовании в качестве контроля в экспериментальных исследованиях,
определяется как вещество или процедура, не оказывающее специфического действия на оцениваемое
состояние.
Плацебо-эффектом называется психологический или психофизиологический эффект,
вызываемый плацебо» (р. 369).
Шапиро и Моррис (Shapiro & Morris, 1978) рассматривают плацебо-эффекты как при
|