«для чего?». Самоактуализация избегает проблем, свойственных модели приспособляемости, когда надо
отвечать на вопрос «приспособляемость к чему?», а также на вопросы конформности и социального
контроля (Halleck, 1971).
2. Самоактуализация как цель не имеет проблем медицинского подхода с извечной дилеммой
«заболеваниездоровье». Цель состоит не только в устранении патологии и достижении некоего
неопределенного (и неопределяемого) уровня психического здоровья, или «нормальности». Это вовсе не
негативная концепция, такая как отсутствие нарушения, расстройства или «психического заболевания».
Это позитивная цель.
3. Самоактуализация устраняет конфликт или противоречие между внутриличностным и
межличностным. Она включает всего человека в обществе других людей.
4. Целью является процесс, а не статическое состояние, которого надо достичь раз и навсегда.
Это развитие самоактуализирующихся личностей, непрерывный процесс. Адекватной целью должен
быть идеал, к которому можно подходить как угодно близко, но достичь его невозможно.
5. Самоактуализация как цель не ограничена психотерапией, или лечением людей с
нарушениями. Это цель жизни всех людей, которые в той или иной степени не удовлетворены собой,
несчастливы, не полностью реализуют свои способности, или потенциал. Таким образом,
самоактуализация должна быть целью общества и всех его институтов системы образования, брака и
семьи, политической, социальной и экономической систем каждый из которых существует на благо
людей. В действительности психотерапия начала свое существование как способ оказания обществом
специальной помощи тем своим членам, чье движение к самоактуализации встретило препятствия,
было прервано или замедлено, как правило, из-за отсутствия добрых человеческих отношений.
6. Есть и другой аспект самоактуализации, обладающий особой значимостью. Цели или связаны с
влечениями или мотивами или соответствуют им. Следовательно, говоря о цели жизни, необходимо
проанализировать потребности, влечения, мотивы, коль скоро цели определяются потребностями.
Самоактуализация представляет собой базовую мотивацию всех людей, более того, всех живых
организмов. Голдштейн (Goldstein, 1939), один из первых, кто употребил термин самоактуализация,
отмечает, что «организм руководствуется тенденцией к актуализации, насколько это возможно,
собственной природы в мире» (р. 196). Таким образом, цель не является абстрактной, теоретической,
философской, этической или религиозной, она имеет корни в биологической природе организма.
7. Поскольку влечение к самоактуализации имеет биологическую основу, оно не связано со
временем или культурой. Следовательно, цель эта универсальна. И в качестве универсальной цели не
только психотерапии, но и всей жизни, она служит критерием для оценки культуры. Маслоу (Maslow,
1971), испытавший влияние антрополога Рут Бенедикт, писал: «Я прихожу к мнению, что... ближайшая
цель любого общества, которое стремится к самосовершенствованию, есть самоактуализация всех
отдельных людей» (р. 213). (Подробное обсуждение см. Patterson, 1985a.)
8. Такая формулировка конечной цели психотерапии разрешает проблему, кто именно должен
выбирать цель, психотерапевт или клиент. Ни психотерапевт, ни клиент не выбирают цели. Она дана;
она присуща человеку как
живому организму. Сама природа организма заключается в склонности к
актуализации, к которой Роджерс относил тенденцию к росту, развитию, реализации своего потенциала,
стремление стать тем, кем можешь стать, то есть самоактуализироваться.
9. Наконец, концепция самоактуализации дает решение проблемы организации потребностей в
некую иерархию. Все специфические влечения, включая те, которые входят в иерархию Маслоу (Maslow,
1970), подчиняются влечению к самоактуализации. Все специфические потребности организованы и им
присваиваются временные приоритеты в зависимости от их взаимосвязи с базовым влечением к
самоактуализации (Patterson, 1985a).
Промежуточные цели. Промежуточными являются обычные цели, которые ставят перед собой
психотерапевты. Сюда относятся специфические и конкретные цели поведенческих психотерапевтов.
Авторы книги под редакцией Марера (Mahrer, 1967) уделили много внимания целям данного уровня,
куда были включены уменьшение симптоматики; снижение тревоги, психологической боли и
страданий, враждебности; устранение неадаптивных и приобретение адаптивных привычек. Другими
промежуточными целями могут быть хорошие супружеские и семейные отношения; успехи в
профессиональной деятельности; успехи в обучении, в том числе приобретение умения учиться;
|