развитие способностей к искусству, музыке, спорту и т. д.
Конечная цель это общая цель, применимая ко всем людям. Промежуточные цели объясняют
и делают возможными индивидуальные различия. Люди имеют различные способности; они
актуализируют себя по-разному.
Становится очевидным целый ряд преимуществ, связанных с разделением целей на
промежуточные и конечные.
1. Если конечная цель универсальна, не зависит от времени и культуры, промежуточные цели
варьируют у разных индивидов, зависят от времени и культуры. Здесь проявляется выбор клиента.
2. Промежуточные цели располагаются между ближайшими и конечной целями. Иначе говоря,
они являются ступенями к конечной цели. В некоторых случаях они могут перекрываться аспектами
конечной цели, в частности, это развитие самопонимания, самоуважения и самопринятия.
3. Конечная цель дает критерий выбора промежуточных целей, что отсутствует или неявно
выражено в поведенческой терапии.
4. Если промежуточные цели можно рассматривать как субцели, или ступени к конечной цели,
они также могут считаться побочными продуктами конечной цели. Самоактуализирующиеся личности
обычно пытаются самостоятельно достичь промежуточных целей или же обращаются за необходимой
помощью, например за обучением, рекомендациями, информацией, чтобы их достичь. Как побочные
продукты, эти цели не обязательно становятся главной задачей какого-либо этапа жизни. Так, в
психотерапии нет необходимости заранее их формулировать и определять, они намечаются самим
клиентом во время или даже после терапевтического процесса. В некоторых случаях этого может
оказаться вполне достаточно для создания условий развития самоактуализирующихся личностей; по
мере того как индивиды все больше самоактуализируются, они намечают, преследуют и достигают
собственные более конкретные цели.
5. Совершенно очевидно, что многие промежуточные цели становятся также задачами других
вспомогательных процессов: обучения, переобучения, развития навыков.
Ближайшая цель. Промежуточные цели по Парлоффу (Parloff, 1967) это аспекты
психотерапевтического процесса, начало и продолжение которого является ближайшей целью данного
подхода или системы. Терапевтический процесс и его элементы многократно описаны в различных
теориях психотерапии. Парлофф (Parloff, 1967) выделял следующие специфические цели: перевод
бессознательного в сознание; вспоминание вытесненного; переобусловливание;
противообусловливание; укрепление или ослабление Суперэго; развитие и анализ трансферного
невроза; помощь в проникновении в суть проблемы; усиление самопринятия. Практически нет
свидетельств в пользу того, что многие из этих целей в конечном счете приводят к желаемым
результатам терапии, в особенности к развитию самоактуализации.
Важную роль в терапевтическом процессе играет определенная деятельность клиента. Такие
виды деятельности, как самоисследование, являются универсальными предпосылками успеха
психотерапии. Сюда относятся и некоторые промежуточные цели, о которых упоминал Парлофф, в
частности осознание бессознательного (или предсознательного) материала (самоосознавание).
Процесс самоисследования довольно сложен, в нем выделяется несколько аспектов, или стадий,
которые описаны ниже.
1. Самораскрытие. Прежде чем приступить к самоисследованию, клиенты должны раскрыться,
выразить свои негативные мысли, чувства, проблемы, неудачи и т. п. Клиенты приходят в терапию в
связи со своими «проблемами», которые необходимо четко сформулировать, прежде чем приступать к их
разрешению. Самораскрытие требует от клиента честности и открытости, или искренности.
2. Самоанализ заключается в работе клиентов с выявленным материалом, исследовании своих
истинных особенностей. Процесс этот может протекать медленно и не всегда гладко. Следует обратить
внимание на сопротивление, нежелание работать с некоторыми неприятными аспектами.
3. Самоисследование (самоанализ) подводит клиента к самооткрытию,
осознанию своих
истинных особенностей.
4. Вместе с самооткрытием приходит самопонимание и самопринятие.
Клиенты осознают
безуспешность своих попыток самоактуализироваться. Они видят расхождение между реальным и
идеальным «Я». Клиенты приступают к работе по преодолению этого расхождения, преобразуя свое
|