реальное или/и идеальное «Я». Формируются реалистичные представления о себе, Я-концепция, более
конгруэнтная опыту. Клиенты обретают способность принимать себя такими, какие они есть,
приложить усилия, чтобы приблизиться к своему идеалу. (См. более подробное обсуждение проявлений
терапевтического процесса у клиента, Patterson, 1985a & Rogers, 1961.)
Вопросы о самораскрытии и самоанализе возникают в связи с кросс-культурной терапией.
Говорят, что представители других культур, а также беднейшие слои населения в нашей собственной
культуре (Goldstein, 1973) не могут заниматься
самораскрытием или самоисследованием
(«интроспекцией»). Так, Педерсен, ссылаясь на опыт работы с американскими индейцами, пишет:
«Консультант, ждущий от клиентов вербализации их чувств, вряд ли добьется больших успехов с
коренными американскими индейцами» (Pedersen, 1976, р. 26). Сью (Sue, 1981) ссылается на «некоторые
этнические группы (американцев азиатского происхождения, коренных американцев и т. д.), которые
запрещают самораскрытие перед представителями другой культуры» (р. 48). Он отмечает «веру в
желательность самораскрытия, которой придерживаются многие работники сферы психического
здоровья» (р. 38). Вместе с тем, как ни парадоксально, он же называет самораскрытие «существенным»
условием, которое «особенно значимо для процесса и целей консультирования» (Sue, 1981, р. 48).
В этом-то и заключается проблема. Если самоисследование необходимо для прогресса в
психотерапии (что подтверждается результатами исследований), тогда им нельзя пренебрегать, как
предлагают некоторые, поэтому психотерапевту следует вести себя более активно, директивно,
использовать структурированный подход. Однако нежелание клиента быть откровенным является
скорее социальной, чем чисто культурной особенностью. Люди (вообще, а не только азиаты) не склонны
откровенничать с незнакомцами, особенно находящимися выше в социальной иерархии, или со
специалистами. Однако, как ни странно, именно незнакомым людям (включая психотерапевтов) иногда
рассказывают то, что утаивают от родных и друзей. Выходцы из Китая, с которыми довелось работать
первому автору, четко дали понять, что раскрыться они могут только в кругу родных и друзей.
Нежелание исповедоваться, свойственное некоторым клиентам, не является причиной для отказа от
психотерапии (для которой это является необходимым условием), а свидетельствует о необходимости
создания соответствующих условий, в которых возможно самораскрытие клиента.
Условия
Условия со стороны психотерапевта. Как психотерапевт обеспечивает участие клиента в
деятельности, необходимой для терапевтического прогресса? Для этого он создает определенные
условия. Были выделены три основных условия (Rogers, 1957), необходимость которых подтверждается
данными многих исследований (Patterson, 1984, 1985а).
1. Эмпатическое понимание представляет собой нечто большее, чем знание клиента,
основанное на полученной о нем информации. Это понимание клиента в его системе координат.
Психотерапевт проникает в мир клиента и смотрит на вещи глазами клиента. Роджерс (Rogers, 1961)
определил эмпатию как «точное, эмпатическое понимание мира клиента, взгляд изнутри. Ощущать
личный мир клиента как будто свой собственный, но не утрачивая этого "как будто" это и есть
эмпатия» (р. 284). Клиент позволяет психотерапевту войти в свой мир, соглашаясь на самораскрытие.
2. Уважение предполагает безусловное позитивное отношение, как его определил Роджерс. Оно
включает искренний интерес к клиенту, теплоту, заботу, даже сопереживание. Оно подразумевает веру в
клиента, уверенность в способности клиента принять ответственность за себя, включая
терапевтический
процесс, делать выбор и принимать решения, разрешать проблемы. Уважение
включает признание за клиентом всех этих прав.
3. Терапевтическая подлинность, или конгруэнтность, если воспользоваться терминологией
Роджерса, включает аутентичность, прозрачность (по экзистенциалистской терминологии) и честность.
Терапия это реальные отношения; психотерапевт не играет роли, не сохраняет профессиональный
фасад, не действует как объективный эксперт. Подлинность (искренность) должна быть
терапевтической. Без этого психотерапевты стали бы использовать ее как оправдание поведения,
наносящего вред клиентам.
4. Имеется еще один элемент, который скорее находится на техническом уровне, а не
|