Navigation bar
  Print document Start Previous page
 39 of 400 
Next page End  

Элементы аналитической психотерапии
Цели терапии
Несмотря на существование общих целей терапии, их выбор также определяется уникальностью
и индивидуальными особенностями каждого пациента. «Фундаментальным правилом для
психотерапевта является отношение к каждому случаю как к новому и уникальному. Это, вероятно,
кратчайший путь к истине» (Jung, 1934/1970, р. 168).
Цель терапии заключается в том, чтобы по возможности «позволить чистым переживаниям
определить терапевтические цели. Это может показаться странным, поскольку принято считать, что у
психотерапевта всегда есть цель. Однако, по моему мнению, в психотерапии целесообразно не слишком
фиксироваться на конкретной цели» (Jung, 1931/1966, р. 41).
По утверждению Юнга,
«непосредственной задачей анализа бессознательного... является достижение состояния, при
котором бессознательное содержание прекращает быть бессознательным и больше не проявляет себя
косвенно, как феномен анимус и анима; иначе говоря, в этом состоянии анимус и анима выполняют
функцию связи с бессознательным. Пока этого не произошло, они являются автономными комплексами,
возмущающими факторами, нарушают сознательный контроль и выступают в роли настоящих
«возмутителей спокойствия»» (Jung, 1956, р. 244).
Кроме того, «моя цель — вызвать психическое состояние, в котором мой пациент начинает
экспериментировать с собственной природой, — состояние текучести, изменения, роста, в котором нет
ничего фиксированного, безнадежно застывшего» (Jung, 1931/1966, р. 46). Таким образом,
бессознательное осознается, а процесс индивидуации ускоряется.
Безусловно, цели терапии зависят от возраста пациента, психотерапевт обязан это учитывать при
проведении анализа:
«мне представляется, что возраст пациента является важнейшим признаком. Я полагаю, что
основные особенности души претерпевают значительные изменения в течение жизни, настолько
сильные, что мы имеем право говорить о психологии утра жизни (у более молодых пациентов) и
послеполуденной психологии (у более старших пациентов).» (Jung, 1931/1966, р. 39).
Что касается пациентов старшего возраста, заметное влияние на терапию оказывает кризис
середины жизни (вероятно, обусловленный архетипически).
«Как правило, жизнь молодого человека характеризуется общей экспансией и стремлением
достичь конкретных целей; невроз в этом случае будет в основном обусловлен сомнениями или
отступлением от этой необходимости. Вместе с тем жизнь человека старшего возраста характеризуется
ограничением сил, закреплением уже достигнутого, приостановкой дальнейшего роста. Корни невроза в
этом случае лежат в юношеских установках, которые уже не соответствует возрасту» (Jung, 1931/1966, р.
39).
Терапевтический процесс
Разнообразие и диалектика. Все пациенты разные и требуют разнообразных, гибких подходов к
вмешательству: «метод вмешательства определяется преимущественно природой случая... Жесткое
применение отдельной теории или метода следует считать в корне ошибочным» (Jung, 1926/1954, р.
113). Например, некоторым пациентам вполне подходят «здравый смысл и добрый совет», «глубокая
исповедь, или "абреакция"», «редукционный анализ... в духе Фрейда или... Адлера» (Jung, 1935/1966a, р.
19).
«Если же терапия становится монотонной, вы начинаете повторяться и интуиция подсказывает,
что достигнут некий предел, или возникают мифологические или архетипические проявления, значит,
настало время отказаться от (фрейдистского или адлерианского) аналитико-редукционного метода и
перейти к анализу символов по аналогии или комплексно, что равнозначно (юнгианской)
диалектической процедуре и пути к индивидуации» (Jung, 1935/1966a, р. 20).
В этих конкретных ситуациях юнгианский анализ наиболее показан.
Hosted by uCoz