Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 400 
Next page End  

Терапия — это диалектический процесс, обсуждение или диалог между психоаналитиком и
пациентом, при котором обе стороны взаимно влияют друг на друга.
«(Диалектика) — это не столько разработка и усовершенствование предшествующих теорий и
практик, сколько полный отказ от них в пользу максимально непредвзятой установки. Другими словами,
терапевт более не организатор терапии, а равноправный участник процесса индивидуального развития»
(Jung, 1935/1966а, р. 8).
Характеристики психотерапевта. Терапевт это человек, гуманный участник
терапевтического процесса, уважающий пациентов и их взгляды: «Врач обязан в принципе передать
бразды правления природе, а самому сделать все возможное, чтобы избежать влияния на пациента со
стороны своих собственных философских, социальных и политических склонностей» (Jung, 1935/1966b,
p. 26). Кроме того, важнейшим качеством терапевта является заботливое, внимательное отношение к
пациенту.
«Эти качества врача... я... называю его человеческим интересом и личной симпатией. Они не
являются атрибутами какого-либо метода и сами не могут стать методом; это моральные качества,
которые чрезвычайно важны во всех методах психотерапии» (Jung, 1921/ 1966, р. 132).
В аналитической терапии подчеркивается большое значение личных качеств психоаналитика для
успеха вмешательства.
Этапы. Вмешательство можно разделить на четыре этапа, которые не обязательно следуют один
за другим или исключают друг друга (Adler, 1967): исповедь (катарсис), толкование (достижение
понимания или инсайта), обучение (переучивание) и трансформация (на пути к целостности и
индивидуации). «Первооснова аналитической терапии... обнаруживается в ее прототипе, исповеди»
(Jung, 1929/ 1966, р. 55).
«Поговорка "отдай что имеешь и обретешь" (является) девизом первого этапа
психотерапевтического вмешательства» (там же, р. 59). «Исповедь» чрезвычайно важна, поскольку
«складывается впечатление, что общественное сознание сурово наказывает всякого, кто хотя бы
иногда... не признается в своих прегрешениях и человеческих слабостях. Пока он этого не сделает,
непреодолимая преграда отделяет его от ощущения своей причастности к человечеству» (там же, pp. 58-
59).
Вместе с тем
«вмешательство врача абсолютно необходимо. Нетрудно заметить, какое влияние на пациента
оказывает возможность поделиться своими переживаниями с понимающим и сочувствующим врачом.
Сознательный разум пациента находит во враче моральную поддержку в борьбе с неуправляемым
влиянием травматического комплекса. Индивид больше не одинок в борьбе с этими стихийными
силами, ему протягивает руку помощи заслуживающий доверия человек, наделяя моральной силой для
противодействия тирании бесконтрольных эмоций. Благодаря этому подкрепляются объединяющие
усилия сознательного разума пациента, пока он не обретает власть над мятежными эмоциями» (Jung,
1921/1966, р. 132).
Абреакция, катарсис, исповедь, таким образом, выполняют функцию поддержки пациента в его
борьбе с сильными эмоциями.
В рамках второго этапа, толкования, проявляются регрессия и перенос. Что касается регрессии, в
какой мере (в идеале) позволительно ее присутствие в терапии?
«Терапия должна поддерживать регрессию,
вплоть до достижения «пренатального» этапа.
Следует помнить, что «мать» в действительности
— это имаго, просто психический образ, имеющий
различное, но всегда важное бессознательное содержание. «Мать» представляет собой первую
инкарнацию архетипа анимы и на самом деле отражает бессознательное в целом. Поэтому регрессия
только внешне приводит к матери; в действительности это ворота в бессознательное, в «царство
Матерей». Каждый, кто вступает в это царство, подвергает свою сознательную Эго-личность
контролирующему влиянию бессознательного;
если человек вовремя заметит свою ошибку или решит,
что с ним сыграли злую шутку, он станет отчаянно защищаться, хотя это сопротивление к добру не
приведет. Что касается регрессии, если ее не остановить, она продолжается дальше за «мать» и приводит
в пренатальное царство «Извечной женственности», в древний мир архетипических возможностей, в
котором «окруженное образами всего сущего» дремлет «божественное дитя», терпеливо ожидающее
Hosted by uCoz