своей сознательной реализации. Это зародыш целостности, о чем можно судить по его специфическим
символам» (Jung, 1912/1967, pp. 329-330).
За счет такой регрессии в терапии появляется возможность роста.
Перенос,
перенесение прошлых неразрешенных переживаний (особенно в отношении
собственных родителей) на терапевта может быть важной частью терапии. «Практически все случаи, в
которых требуется длительная терапия, вращаются вокруг явления переноса, и... успех или неудача
вмешательства тесно с ним связаны» (Jung, 1946/1966, р. 164). Для разрешения аспектов переноса
требуется предпринять четыре шага: 1) «помочь пациенту осознать субъективную значимость личных и
безличных содержательных элементов переноса»; 2) «установление различия между личными и
безличными содержательными элементам»; 3) «разграничить личное отношение к психоаналитику от
безличных факторов» и 4) «объективизация безличных образов» (Jung, 1968b, pp. 173-186). Во время
вмешательства может проявиться еще одна форма переноса архетипический перенос (то есть
перенесение архетипических, древних элементов на психоаналитика), который также требует
дальнейшего анализа.
После толкования мы переходим к третьему этапу, обучению.
Это период переучивания,
подобного просветительскому методу Адлера.
«Не следует забывать, что извилистые тропки невроза ведут ко множеству стойких привычек,
которые не поддаются инсайту, а исчезают только при замещении их другими привычками. Привычки
можно победить только с помощью упражнений, и адекватное обучение является единственным
средством для достижения этой цели» (Jung, 1929/1966, р. 68).
Однако, как указывал Райхлак (Rychlak, 1973): «Юнг не предложил готовых рецептов тренировки
на этом этапе» (р. 177). В связи с тем, что Юнг, по-видимому, связывал обучение с Альфредом Адлером,
он пользовался его техниками (см. главу 3), которые подходили для этого этапа вмешательства.
Последним идет этап трансформации.
Это нечто большее, чем исповедь, толкование или
обучение. Трансформация процесс более высокого уровня, это самореализация, движение по пути
индивидуации. Этот этап целиком и полностью заслуга Юнга, здесь проявились его уникальные идеи
и мысли о личности и терапии (Adler, 1967). Работа на этом этапе строится на предшествующих
терапевтических усилиях. Терапевты продолжают применять некоторые, если не все, из ранее
использованных техник (например, катарсис, работа со сновидениями).
Хотя в процессе вмешательства можно выделить четыре этапа, этапы эти не обязательно идут
один за другим, они могут проходить одновременно.
«Три этапа аналитической психологии (исповедь, толкование, обучение) таковы, что последний
не может заменить первый или второй. Все три этапа могут проходить одновременно и являются
важными аспектами одной и той же проблемы; они сосуществуют, подобно исповеди и отпущению
грехов. То же самое можно сказать и о четвертом этапе трансформации: он не претендует на
исключительность и истину. Его задача устранить недостатки, оставшиеся после предыдущих этапов; он
призван удовлетворить дополнительные и все еще не удовлетворенные потребности» (Jung, 1933, р. 47).
Техники терапии
«Ход вмешательства... подобен беседе с бессознательным» (Jung, 1956, р. 122). Однако, как
говорит Дегинг (Dehing, 1992): «к сожалению, К. Г. Юнг редко высказывался о своей аналитической
практике; он всегда отказывался изложить технические правила, и мало что известно о проведенных им
психотерапевтических вмешательствах» (р. 31).
Анализ переноса. Частично об этом шла речь выше, при описании второго этапа
терапевтического процесса, толкования. Анализ переноса, наряду с другими возможностями, включает
1) осознание и интеграцию комплексов и 2) осознание и ассимиляцию собственной тени (Mattoon,
1986).
Анализ сновидений. Психотерапевт занимается анализом сновидений, поскольку «сновидение
есть выражение бессознательного» (Jung, 1934/1966, р. 147), «сновидение описывает внутреннее
состояние спящего» (там же, р. 142), «сновидения дают информацию о скрытой внутренней жизни,
показывают пациенту те компоненты его личности, которые... проявляются в виде невротических
|