Navigation bar
  Print document Start Previous page
 42 of 400 
Next page End  

симптомов» (там же, р. 151). Действительно, анализ сновидений служит «наиболее важным методом
проникновения в патогенетические конфликты» (Jung, 1956, р. 30). «Поскольку... бессознательное имеет
этиологическую значимость, а сновидения являются прямым проявлением бессознательной
психической активности, попытка анализировать и интерпретировать сновидения теоретически
оправдана» (Jung, 1934/1966, р. 140).
Далее Юнг заявляет: «У меня нет теории сновидений. Я не знаю, как сновидения возникают. Я
даже не уверен в том, что мой подход к анализу сновидений заслуживает названия "метода"» (Jung,
1934/1966, р. 42). Вместе с тем психотерапевты-юнгианцы, по-видимому, владеют неким методом или
стратегией анализа сновидений. Согласно Хендерсону (Henderson, 1980), имеется четыре подхода к
анализу сновидений: свободные ассоциации (пациенты произвольно подбирают ассоциации к
собственным сновидениям); прямые ассоциации (пациенты подбирают ассоциации к определенным
аспектам своих сновидений); амплификация пациентом (разработка и прояснение содержания
сновидений); амплификация психотерапевтом. При использовании амплификации пациентам
предлагают подобрать множественные ассоциации к определенному аспекту сновидений.
«Амплификация обогащает образ сновидения значением этого образа или мотива в мифах, религии,
сказках, искусстве и литературе» (Whitmont, 1978, р. 55). Юнг был склонен проводить серийный анализ
сновидений (то есть анализировал серию сновидений своих пациентов), а не фокусировался на одном
из них. Хотя методом свободных ассоциаций при анализе сновидений пользуются многие
последователи Юнга, сам он (Jung, 1934/1966) высказывался против этого метода; для тех юнгианцев,
которые используют свободные ассоциации, «дальнейшее использование (этого метода) не
рекомендуется» (Henderson, 1980, р. 369), и, по общему мнению, метод прямых ассоциаций
предпочтительнее.)
Что касается валидности интерпретации сновидений, Юнг отмечал: «Я позволяю себе
использовать единственный критерий результативности своих усилий: работает ли (интерпретация)?»
(Jung, 1931/1966, р. 43). Интерпретация работает, согласно Маттуну (Mattoon, 1978), если можно
утвердительно ответить на один из следующих вопросов (р. 178).
1. Находит ли интерпретация отклик у пациента?
2. Представляется ли интерпретация сновидения самому пациенту осмысленной?
3. Подтверждается (или опровергается) ли интерпретация последующими сновидениями?
4. Происходят ли в реальной жизни индивида события, предвосхищенные интерпретацией?
Интерпретация. Таким образом, интерпретация играет ключевую роль в анализе сновидений.
Она также используется при работе с переносом и архетипическими феноменами, например в случае
архетипической интерпретации.
«Интерпретация состоит из той части бессознательного, которая была проработана и обдумана
психоаналитиком. Результат доводится до пациента в такой форме, чтобы придать смысл материалу
пациента. Для этого интерпретация должна иметь четкую структуру и содержать глагол. Она может
быть краткой или длинной, забавной, красивой, поэтичной, меняя тон голоса, ее даже можно сделать
музыкальной» (Fordham, 1991, р. 169; см. также Fordham, 1978).
Независимо от музыкальности необходимо помнить следующее: «интерпретация несет основную
нагрузку [юнгианского] аналитического процесса» (Kaufman, 1989, р. 135).
Активное воображение. Техника активного воображения может применяться к сновидениям
более широко, к фантастическим переживаниям в целом.
«Этот процесс может... происходить спонтанно или вызываться искусственно. В последнем
случае вы выбираете сновидение или какой-либо фантастический образ, концентрируетесь на нем,
удерживая его перед мысленным взором. Можно в качестве отправной точки избрать дурное
настроение и попытаться выяснить, с каким фантастическим образом оно связано, какой образ его
выражает. Затем вы фиксируете этот образ в уме, концентрируя на нем свое внимание» (Jung, 1970, р.
495).
После сосредоточения внимания на образе он часто претерпевает те или иные изменения.
Прослеживая и отражая эти изменения, можно индуцировать диалог между бессознательным и Эго
(Singer, 1973).
Экспрессивные методы. Существуют и другие способы подхода к бессознательному.
Hosted by uCoz