отражают дискретные сущности и количества. Каждый человек отличается целостностью, а не
является набором Ид, Эго и Суперэго. Все мы функционируем последовательно и согласованно. Это
учитывается в системе индивидуальной психологии. «Адлер употребил термин индивидуальный в его
латинском значении неделимого, поскольку считал человека неделимой органической сущностью»
(Ansbacher, 1977, р. 46).
7.
Все объективные предпосылки, такие как биологические факторы и личная история,
становятся относительными к идее цели; они не являются определяющими, а лишь создают
возможности. Индивид использует все объективные факторы в соответствии с собственным
жизненным стилем. Абсолютно все подчинено жизненной цели, и все обретает смысл лишь в
присутствии этой цели. Цель жизни служит основным организующим началом.
8.
Представления индивида о себе и мире, его «апперцептивная схема» и интерпретации как
аспекты жизненного стиля оказывают влияние на все психологические процессы. Все, о чем мы думаем,
наши убеждения, идеи, установки есть то, из чего мы состоим. «Поведение человека вытекает из его
представлений» (Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 182). Именно наши мысли то, как мы
думаем, питают наше счастье, несчастье и расстройства.
9.
Индивида нельзя рассматривать в отрыве от его социального окружения. «Индивидуальная
психология рассматривает и изучает индивида в социальном контексте. Мы отказываемся
признавать и исследовать человека в отрыве от других людей...» Таким образом, психология Адлера
является социальной психологией. Каждый из нас есть часть социального контекста, понимание
индивида возможно лишь с учетом социального контекста, в котором он находится.
10. Все важные жизненные проблемы, включая удовлетворение определенных влечений,
становятся социальными проблемами. Все ценности становятся социальными ценностями.
Жизненные проблемы любовь, дружба, работа это социальные проблемы.
11. Социализация индивида не достигается за счет подавления, ее условием является внутренняя
человеческая способность, которую, однако, требуется развить. Это социальное чувство или
социальный интерес. Поскольку индивид пребывает в социальном контексте, социальный интерес
является решающим фактором его адаптации. Социальный интерес представляется своеобразным
клеем, который соединяет людей; благодаря ему становятся возможными социальное и культурное
выживание и развитие. Чтобы выживать, развиваться, необходимо сотрудничать. Такова природа
социального интереса. Вместе с тем социальный интерес не возникает сам по себе. Это внутреннее
свойство необходимо взращивать и развивать, чтобы оно расцвело.
12. Нарушение адаптации характеризуется преувеличенным чувством неполноценности,
неразвитым социальным интересом и чрезмерно выраженной целью достижения личного
превосходства в сочетании с нежеланием сотрудничать. Соответственно, проблемы разрешаются в
центрированной на себе манере «личного смысла», а не центрированной на задаче манере
«общественного смысла». У невротических личностей это приводит к переживанию неудачи из-за
склонности считать основным критерием ценности своих действий их социальную значимость. С
другой стороны, психотические личности, которые объективно также терпят неудачу, не
переживают ее в силу непринятия в качестве основного критерия социальной значимости своих
действий. Таким образом, в психопатологии наблюдается динамическое единство преувеличенная
неполноценность, низкий социальный интерес, центрирование на себе в качестве цели. Это единство
или динамическая конфигурация применимы к неврозам, психозам, а также к другим поведенческим или
эмоциональным расстройствам.
Терапия Адлера
Цели
Цели терапии включают: ослабление преувеличенного чувства неполноценности, повышение
социального интереса, исправление базисных ошибок (ошибок мышления) или ошибочной логики,
включенных в жизненный стиль. Изменение поведения и устранение симптомов желательны, но
|