недостаточны. «Мы не пытаемся в первую очередь изменить стереотипы поведения или устранить
симптомы. Если поведение пациента улучшается, потому что он считает это выгодным на данный
момент, но не сопровождается изменением базисных концепций, мы не считаем это успехом терапии.
Мы пытаемся изменить цели, концепции и представления» (Dreikurs, 1963, р. 1046). Именно цели,
концепции и представления лежат в основе различных поведенческих проявлений и симптоматики.
Терапевтический процесс
Терапевтический процесс целиком связан с пониманием жизненного стиля пациента,
выявлением и коррекцией базисных ошибок в этом стиле. В терапии можно выделить четыре этапа
(Dreikurs, 1967).
1. Формирование отношений.
2. Оценка и анализ жизненного стиля.
3. Инсайт.
4. Переориентация.
Формирование отношений. Формирование отношений предполагает знакомство с пациентом,
«растапливание льда» и привлечение его к лечению. Взаимное уважение и доверие являются
важнейшими составляющими терапевтических отношений (Dreikurs, 1967). Кроме того, «для успеха
лечения абсолютно необходимо, чтобы врач обладал большим тактом, избегал высокомерия, держался
дружелюбно, проявлял искреннюю заинтересованность, сохранял способность здраво рассуждать»
(Adler, в кн. Ansbacher & Ansbacher, 1964, p. 338). Поведение психотерапевта на этом начальном этапе
лечения можно также охарактеризовать как эмпатийное, ободряющее, внимательное, понимающее и
социально заинтересованное (Dinkmeyer, Dinkmeyer, & Sperry, 1987).
Оценка и анализ жизненного стиля. Жизненный стиль формируется в первые пять лет жизни,
когда способность рассуждать логически еще не развита. «Поскольку у маленьких детей недостаточно
развиты логические процессы, многие их представления являются ошибочными или содержат лишь
частичную истину» (Mosak, 1989, р. 78). Эти ошибки и частичные истины могут стать частью того, кто и
что мы есть, могут стать определяющими компонентами жизненного стиля и проявиться в виде
базисных ошибок. Выявлено пять таких базисных ошибок (там же, р. 87).
1. Чрезмерная генерализация. «Люди враждебны». «Жизнь опасна».
2.
Ложные или невозможные цели «безопасности». «Один неверный шаг и вы мертвы». «Я
должен всем угождать».
3.
Ложные представления о жизни и ее требованиях. Типичными могут быть следующие
убеждения: «Жизнь никогда не дает мне спуску» и «Жить очень трудно».
4.
Принижение или отрицание собственной ценности. «Я глупец». «Я недостойный человек».
«Я всего лишь домохозяйка».
5. Ложные ценности. «Будь первым, даже если надо всех растолкать».
Все перечисленные выше ошибочные убеждения отражают ригидные, абсолютистские, негибкие
идеи, которые оказывают воздействие на чувства, поведение и волю человека.
Оценка жизненного стиля проводится по пяти направлениям.
«Согласно моему опыту, наибольшего доверия заслуживает подход к исследованию личности,
который предполагает тщательное выяснение: 1) самых ранних воспоминаний детства, 2) порядкового
номера появления ребенка на свет, 3) расстройств детского возраста, 4) дневных фантазий и
сновидений, а также 5) природы экзогенного фактора, который является причиной болезни» (Adler, в кн.
Ansbacher & Ansbacher, 1964, pp. 327-328).
1. Самые ранние детские воспоминания представляют собой первые впечатления детства.
«Из всех психологических проявлений наиболее информативными являются воспоминания
индивида. В его памяти содержатся воспоминания о собственных ограничениях и значении
обстоятельств. Не существует «случайных воспоминаний»: из бесчисленного множества впечатлений, с
которыми индивид сталкивается, он отбирает для запоминания лишь те, которые, как ему смутно
кажется, имеют значение для его ситуации. Таким образом, его воспоминания представляют его
«историю жизни»; историю, которую он повторяет себе для самоуспокоения или предостережения, для
|