который и заставляет вас нападать на других людей. Когда они начинают мстить, вы развязываете
открытую войну.
П. Мне хотелось бы уточнить ваши слова. Вы считаете, что я нападаю первым?
Т. Вы вызываете враждебную реакцию с помощью вашей так называемой честности и насмешек.
Естественно, люди реагируют на вашу агрессию враждебным к вам отношением. Вы не осознаете того,
что делаете. Вы замечаете лишь то, как реагируют на вас окружающие. Однако в основе вашей
враждебности лежит пессимизм. Вам кажется, что на вас намереваются напасть, поэтому вы считаете
необходимым заставить их поостеречься.
П. Боже мой! Вы, кажется, хотите меня убедить в том, что я сам провоцирую окружающих. Я
ожидаю нападения, поэтому атакую первым. Это совершенно нелепо. Я еще и виноват во всем. Не могу
с этим согласиться. А как вы объясните мои плохие отметки в школе, если я такой смышленый? Почему
я был средним учеником в школе, однако при сдаче вступительных экзаменов в колледж оказался среди
лучших? Почему я получил степень магистра без единой отметки «отлично», а при тестировании при
приеме на работу у меня была высшая оценка? Почему все были настроены против меня?
Т. У вас есть какие-нибудь предположения?
П. Никаких.
Т. Возможно, вы как-то настраиваете людей против себя?
П. Во всяком случае, неумышленно.
Т. Я повторяю свой вопрос.
П. Должно быть, так. Но я не понимаю, как именно. В конце концов, я прослушал 15 курсов для
получения степени магистра. Я учился на совесть. Я знал свой предмет. Это доказывают результаты
тестирования. Как я мог оказаться среди худших учеников по оценкам, а при тестировании получить
высшие баллы? И это в моей жизни бывало не раз. Такое впечатление, что я знаю материал, но никто в
это не верит... а может быть, дело в чем-то другом.
Т. В чем другом?
П. Возможно, им известно, что я знаю предмет, и они меня за это не любят.
Т. Словно учителя ревнуют вас из-за вашей сообразительности.
П. Не исключено.
Т. Пятнадцать человек ощущают в вас угрозу, все они ставят вам плохие отметки из-за вашего
превосходства?
П. Может быть. Возможно, я представляю для них какую-то опасность. А может я гений, и им это
известно, они обижены и ставят мне плохие отметки. Один преподаватель не мог прийти на занятие и
попросил меня провести занятие за него. Я его заменил. Как вы думаете, какую отметку он мне
поставил? «хорошо»! Как вам это нравится? Или вот совсем свежий случай. Недавно профессор
проводил промежуточный экзамен. Я получил высшую оценку. Я был абсолютно уверен в том, что на
этот раз мне поставят «отлично». Ничуть не бывало, на сессии я получил «хорошо».
Т. Думаю, вы твердо уверены в одном: вы действительно умны. Вы действительно хорошо знаете
учебный материал. Вместе с тем ваши профессора практически единодушно ставят вам низкие отметки.
Хорошие знания плохие отметки. Вы не понимаете, в чем причина этого расхождения. Согласно
вашей гипотезе, все дело в ревности. Эти профессора видят, сколь вы незаурядны, поэтому и
наказывают вас плохими отметками. Могли бы вы предложить какие-либо иные гипотезы?
П. По-вашему, я как-то настраиваю их против себя! Я этого не замечаю.
Т. Но ведь мы оба пришли к выводу, что вы делаете нечто например, вызываете в них чувство
неполноценности в силу своей гениальности или что-то еще, что объясняет существующее расхождение
между вашими хорошими знаниями и плохими отметками?
П. Да, но я по-прежнему не понимаю, что бы это могло быть.
Т. Я тоже, но, учитывая ваш жизненный стиль, мне представляется весьма вероятным, что вы
настраиваете их против себя либо проявлениями своей гениальности, либо прямыми нападками.
П. Нападками? Как именно я на них нападаю?
Т. Пока не знаю. Но они оценивают вас предвзято, несмотря на отличные результаты
тестирования, продолжают ставить вам плохие отметки.»
|