Т. А что происходило в школе?
П. Дело в том, что я никогда не учился по учебнику. Я читал другую литературу.
Т. Что вы имеете в виду?
П. Например, возьмем биологию. Нам задают одно, а я изучаю другое.
Т. Вы считали, что другие учебники лучше?
П. Я не желал читать то же самое, что и все.
Т. Почему?
П. Не знаю. Возможно, все дело в том, что я хотел быть хозяином положения, хотел делать все
по-своему, словно хотел учиться, но не желал никому подчиняться. Словно не доверял своим
преподавателям. Я желал с ними соревноваться, что-то вроде этого. Думаю, что я им не доверял. Хотел
делать все по-своему.
Т. Можете ли вы сформулировать все это более четко?
П. Все сходится. Я боюсь людей, особенно мужчин. Они могут причинить мне вред. Я должен не
дать им руководить мной. Поэтому, пытаясь освободиться от их влияния, я делаю глупости, как тогда,
когда я слез с сиденья в поезде, или я вывожу их из себя, например, когда привел отца в ярость, нарочно
спутав веревку. Это чистое безумие.»
Заключение и оценка
Заключение. Система Адлера опирается на телеологию, холизм, познание, сознание,
целостность, социальную психологию, теорию поля и жизненные ценности. Она не отрицает влияния
биологии и окружающей среды, однако, основная ответственность возлагается на индивида как на
творца собственной судьбы. Это психология использования, а не обладания: в конечном счете главное
значение имеет не то, чем мы обладаем, а то, как мы распоряжаемся тем, чем обладаем. Для Адлера
чувство неполноценности и стремление к превосходству (или значимости, завершенности) лежит в
основе человеческого поведения. Степень социального интереса придает этому поведению позитивное
или негативное направление.
Психотерапия по Адлеру описывается как обучающая, основанная на сотрудничестве, по природе
своей предполагающая отношения типа учительученик. Считается, что она имеет четыре этапа:
взаимоотношения, жизненный стиль, оценка и анализ, инсайт и переориентация. Ее цели заключаются
в ослаблении неполноценности, пробуждении или усилении социального интереса, модификации
дисфункциональных убеждений, лежащих в основе жизненного стиля. Техники терапии по Адлеру
заметно варьируют, при применении этот подход выглядит более эклектичным, чем любой другой.
Оценка. В системе Адлера привлекает сосредоточенность на телеологии, социальной стороне,
росте и жизненных ценностях. Всю теорию и собственно терапию пронизывает оптимизм. Психология
Адлера есть психология возможностей или, как уже говорилось, использования, а не обладания. Взгляды
Адлера составляют интересный контраст с детерминистской моделью Фрейда и вызывают к себе
неизменно теплые чувства.
Теория Адлера легка для понимания и усвоения. Она не обременена сложными, запутанными
концепциями и терминологией. Это простая, дружественная для пользователя теория. Ее называют
«точкой зрения здравого смысла» (common-sense view).
По нашему мнению, это одна из наиболее
сильных ее сторон.
Благодаря дружественной для пользователя природе теории Адлера, она имела и продолжает
иметь успех в кругах преподавателей, в частности, благодаря программам STEP, STEP/Teen и STET
(Dinkmeyer & McKay, 1976, 1983; Dinkmeyer, McKay & Dinkmeyer, 1980). Она оказалась полезной для
тренинга обогащения супружеских отношений (Dinkmeyer & Carlson, 1984) и оказала влияние на
супружескую и семейную психотерапию (Dinkmeyer & Dinkmeyer, 1982, 1983). В данной главе мы уделяем
первоочередное внимание индивидуальной психотерапии, однако, влияние концепций и принципов
теории Адлера на другие области заслуживает, как минимум, упоминания.
В системе Адлера привлекательным для нас является его взгляд на терапию как на
сотрудничество, как на систему, связанную с уважительным отношением к пациенту, представляющую
|