инфантильной зависимости, либо в переходном периоде развития. Проблемы на этапе инфантильной
зависимости могут привести к возникновению шизофрении и депрессии.
«Шизофрения и депрессия этиологически связаны с нарушениями развития на этапе
инфантильной зависимости шизофрения возникает из трудностей объектных отношений, связанных с
сосанием (любовью), а депрессия возникает из трудностей объектных отношений, связанных с кусанием
(ненавистью)» (Fairbairn, 1954, р. 163).
Таким образом, эти расстройства отражают фиксацию на инфантильной зависимости или
регрессию к ней (Guntrip, 1961).
Проблемы во время переходного периода могут привести к невротическим расстройствам.
«Этиологическая роль симптомов навязчивых состояний, параноидных, истерических и
фобических проявлений объясняется тем фактом, что они отражают действие специфических техник,
которые использует Эго для преодоления трудностей в объектных отношениях во время переходного
периода... Эти четыре переходные техники выполняют защитные функции против возникновения
шизоидных и депрессивных тенденций, корни которых лежат в первой стадии Эго-развития» (Fairbairn,
1954, р. 163).
Характерным аффектом для депрессивного состояния является, естественно, депрессия, в то
время как для шизоидного состояния мышления бесплодность.
Выводы. Теория Фэйрберна заметно отличается от взглядов Фрейда в том, что либидо
направлено на поиск объекта, а не удовольствия. Фэйрберн (Fairbairn, 1963) разработал психическую
структуру, в которой отсутствует Ид, поскольку все исходит от Эго, которое имеется с рождения. Ранние
отношения, в частности с матерью, считаются решающими и критическими для развития объектных
отношений. Психопатология имеет свои корни в этих ранних годах жизни и, преимущественно, в
ранних взаимоотношениях с лицом, осуществляющим основной уход за ребенком. Вклад Фэйрберна
трудно переоценить, его идеи продолжают привлекать значительный интерес (например, Grotstein &
Rinsley, 1993). В связи с этим весьма актуальны слова Гантрипа (Guntrip, 1973), сказанные им более 20 лет
назад: «Мы должны отдать Фэйрберну должное, признав его единственным психоаналитиком,
который... недвусмысленно подчеркнул значимость опыта объектных отношений как решающего
фактора, важнейшей предпосылки развития Эго» (р. 101).
Винникот
Биографический очерк. Дональд Вудс Винникот родился в 1896 г. в Плимуте, Англия. Его мать
была домохозяйкой, отец торговал галантерейными товарами. У Дональда было две старшие сестры,
Вайолет и Кэтлин.
Винникот учился в Кембридже, в школе Leys School и колледже Jesus College, служил на военном
флоте, после чего вернулся в Лондон для завершения медицинского образования (в больнице
Bartholomew's Hospital).
Он начал специализироваться в педиатрии в 1920 г. Винникот занимал
следующие посты: консультанта по детской терапии в больнице Paddington Green Children's Hospital и
Queen's Hospital, консультанта по психиатрии в Системе правительственной эвакуации (Government
Evacuation Scheme).
Кроме того, он занимался частной практикой. Ему были присвоены почетные
звания члена Королевского колледжа врачей и Британского психологического общества, он был в
течение двух сроков президентом Британского психоаналитического общества и получил медаль
Джеймса Спенса в области педиатрии. В этот период сам он проходил психоанализ у Джеймса
Стрейчи, а позднее у Джоан Ривьере.
Винникот был плодовитым писателем. Его перу принадлежат такие книги, как Clinical Notes on
Disorders of Childhood (1931), The Child and the Family: First Relationships (1957), Collected Papers:
Through Paediatrics to Psycho-Analysis (1958, 1975, 1992), The Maturational Processes and the Facilitating
Environment: Studies in the Theory of Emotional Development (1965b), Playing and Reality (1971), Home is
Where We Start From: Essays by a Psychoanalyst (1987), а также Human Nature (1988). Его книга Holding
and Interpretation: Fragment of an Analysis (1986) включает «фрагмент анализа», в котором он выступил в
роли психоаналитика. Изданы его избранные письма (Rodman, 1987). Фонд Squiggle Foundation
ежегодно публикует в Лондоне журнал под названием Winnicott Studies: The Journal of the Squiggle
|