концепции "регрессировавшего Эго"» (Greenberg & Mitchell, 1983, p. 211). Речь идет о «части
инфантильного либидинального Эго, в котором ребенок находит мир столь невыносимым, что его
чувствительное сердце уходит в себя» (Guntrip, 1973, р. 152). Или, говоря другими словами:
«Регрессировавшее Эго означает не генерализованную реакцию «страха/бегства», а глубочайшую
структурно самостоятельную часть сложной личности, существующую в устойчивом состоянии страха,
слабости, отстраненности и полной зависимости не в активном постанатальном инфантильном смысле,
а в пассивном антенатальном смысле. Такое Эго представляет наиболее глубоко травмированную часть
личности, являясь скрытой причиной всех регрессивных явлений» (Guntrip, 1969, р. 77).
Гантрип (Guntrip, 1961) полагал, что созданная им концепция регрессировавшего Эго связана не
только с теорией Фэйрберна, но отчасти и с некоторыми концепциями Винникота. Фэйрберн отмечал,
что концепция Гантрипа представляет собой «оригинальный вклад, позволяющий объяснить многие
явления» (см. Guntrip, 1969, р. 77). Что касается Винникота, Гантрип (Guntrip, 1961) утверждал: «Я
пришел к выводу, что феномен регрессии проистекает из специфического, структурно обособленного
регрессировавшего либидинального Эго. Это напоминает представления Винникота о "истинном «Я»" и
"терапевтической регрессии"» (р. 433).
Для Гантрипа регрессировавшее Эго служит основой для возникновения психопатологии. С
учетом этого основным объектом вмешательства является именно регрессировавшее Эго.
Гантрип (Guntrip, 1969) уделял много внимания теории и терапии шизоидной личности. Здесь он
явился продолжателем работы Фэйрберна. Эмоциональная дилемма шизоида воспринимается
следующим образом.
«Он ощущает глубокий страх от вступления в реальные личные взаимоотношения, при которых
возникает искреннее чувство; его потребность в объекте любви чрезвычайно велика, а он способен
поддерживать глубокие эмоциональные взаимоотношения только на основе инфантильной и
абсолютной зависимости... Вас постоянно вынуждают вступать в отношения ваши потребности, а
вынуждает выходить страх потерять объект своей любви в связи с чрезмерными к нему
требованиями или утратить собственную индивидуальность вследствие чрезмерной зависимости и
отождествления с ним. Это чередование «в и из» является типичным шизоидным поведением, а выход
из ситуации путем отстраненности и утраты чувств является типичным шизоидным состоянием.»
(Guntrip, 1969, р. 48).
Шизоидная проблема является следствием плохих отношений на ранних этапах в первых
объектных отношениях индивида.
«Шизоидное ядро развивается в ребенке, который «оставлен без адекватных объектных
отношений», один, в психическом вакууме, в котором он может развивать лишь «неконтактность», что
впоследствии приводит к неспособности к налаживанию связей с другими людьми, потому что он не
был связан с ними раньше» (см. комментарии Гантрипа в книге Mendez & Fine, 1976, p. 375).
Шизоидная личность из-за страха перед личными взаимоотношениями и «чувствами» особенно
трудно поддается лечению, поэтому следует ожидать разного рода препятствий и защит при проведении
терапии (см. Guntrip, 1961).
Выводы. Гантрип при создании собственных теоретических разработок руководствовался
идеями других теоретиков психоанализа. Вместе с тем он был фактически продолжателем теории
Фэйрберна; главным образом, он дополнил эту теорию концепцией регрессировавшего Эго. Для
Гантрипа регрессировавшее Эго было источником психопатологии и, следовательно, основным
объектом психоаналитического вмешательства. Он уделял много внимания шизоидной личности.
Конечно, далеко не все пациенты были шизоидными; в то же время практически каждый из них в той
или иной степени проявлял «шизоидность». Гантрип любил восклицать (Guntrip, 1969): «Покажите мне
пациента, который в глубине не был бы шизоидом хоть в какой-то степени» (р. 290).
Психотерапия объектных отношений
Игл и Волицки (Eagle & Wolitzky, 1992, p. 129) утверждали:
«В связи с тем что большинство работ в этой области [объектных отношений] являются
|