времени отражают меняющиеся потребности и рост пациента.
Некоторые характеристики психоаналитика, благотворно влияющие на терапевтические
взаимоотношения, включают сопереживание, готовность прийти на помощь, открытость, гибкость
(Gitelson, 1952). Важными представляются также искренность и эмпатия:
«Я... представляю психотерапию как... проявление... искреннего, надежного понимания и
уважения, заботливых личных отношений, в который человек с разрушенным истинным «Я»... может,
наконец, осознать собственные истинные чувства, начать мыслить спонтанно и ощутить реальность
своего существования» (Guntrip, 1973, р. 182).
Другой важной характеристикой взаимоотношений является их непрерывность: психоаналитик
должен постоянно находиться с пациентом. «Именно непрерывность отношений с психоаналитиком
на эмоциональном уровне позволяет пациенту справиться с материалом, попадающим в
сознание» (Guntrip, 1953, р. 124).
Таким образом, вмешательство не ориентировано на технику (хотя технике отводится
определенное место). Техника вторична и обретает смысл только в контексте взаимоотношений
психоаналитик-пациент. Эта установка четко отражена в статье Гантрипа (Guntrip, 1953), посвященной
«терапевтическому фактору»: «Психоаналитик не становится хорошим объектом лишь потому, что
хорошо владеет техническими приемами. Техника психоанализа как таковая не обладает
целительным действием» (р. 124). «Техника позволяет выявить проблемы, сделать их доступными
для вмешательства. Именно взаимоотношения с психотерапевтом позволяют решить проблему»
(р. 127).
Двадцать лет спустя, в своей работе Psychoanalytic Theory, Therapy and the Self, Гантрип (Guntrip,
1973) подчеркнул: «Я не представляю себя психотерапию как технику» (р. 182). «Такие термины как
"анализ" и "техника" слишком безличны. Они напоминают мне скорее инженерное дело, чем отношения
между людьми» (р. 183). «Невозможно практиковать стереотипную технику: можно только быть
реальным человеком для пациента и с пациентом» (р. 185). Фэйрберн (Fairbairn, 1958), подобно
Гантрипу, также высказывался против стереотипного проведения психоанализа, попыток заставить
пациентов приспосабливаться к "священному" методу, вместо того, чтобы подгонять метод под
пациентов.
Взаимоотношения психоаналитика с пациентом описываются в терминах зрелой взрослой
родительской любви
агапэ (Fairbairn, 1954; Guntrip, 1953). Это не любовь в эротическом или
сексуальном смысле. Это глубокая, устойчивая забота о пациенте неэротическая родительская
любовь, связанная с заботой о личностном росте пациента, его отделении, обретении идентичности и
независимости. «Этот род родительской любви... агапэ...
это род любви, которую психоаналитик-
психотерапевт должен дать пациенту, потому что тот не получил ее в достаточном количестве и в
удовлетворительной форме от своих родителей» (Guntrip, 1953, р. 125). Именно агапэ, или неэротическая
родительская любовь является «реальным условием для проявления способности ребенка [и
пациента] к росту» (р. 119). (Интересный факт: ключевой конструкт терапевтических взаимоотношений
по Адлеру (см. главу 3) социальный интерес также сравнивали с агапэ; Watts, 1992.)
Перенос. Терапевтическая регрессия и анализ переноса считаются Фэйрберном, Винникотом и
Гантрипом критическими факторами в процессе вмешательства. «Анализ переноса это медленное и
болезненное очищение от остатков прошлых переживаний, возникающих в процессе переноса и
контрпереноса, чтобы психотерапевт и пациент могли, в конце концов, встретиться "лицом к лицу в
психическом смысле", чтобы узнать друг друга как двое людей» (Guntrip, 1969, р. 353). С помощью
регрессии, то есть возврата к ранним способам мышления, поведения и отношений с людьми, можно
работать с дисфункциональными проявлениями прошлого, чтобы разрешить их через взаимоотношения
психоаналитикпациент. Это так называемый процесс «проработки» переноса.
«Представления Фэйрберна о психотерапии «объектных отношений» состоят в том, что это
процесс переноса взаимоотношений как позитивных, так и негативных, которые прорабатываются до
тех пор, пока не станут возможными хорошие реалистичные взаимоотношения между психотерапевтом
и пациентом» (Guntrip, 1969, р. 331).
В процессе проработки переноса происходит трансформация (если использовать терминологию
Юнга). Вместе с тем этот процесс никак нельзя назвать скорым, легким, напротив, как уже говорилось
|