выше, он скорее медленный и болезненный.
По мнению Фэйрберна, большинство действий пациента направлено на вовлечение
психоаналитика во внутреннюю, замкнутую систему, изолированную от других людей и внешнего мира.
В то же время задача психоаналитика состоит в том, чтобы проложить путь в эту систему и открыть ее
внешней реальности.
«Таким образом, в известном смысле психоаналитическое вмешательство заключается в борьбе
пациента, который пытается перевести свои взаимоотношения с психоаналитиком в замкнутую систему
внутреннего мира посредством переноса, с психоаналитиком, полным решимости пробить брешь в этой
замкнутой системе и создать условия, при которых в обстановке терапевтических отношений пациент
сможет принять открытую систему внешней реальности» (Fairbairn, 1958, р. 385).
Важным моментом здесь является то, что перенос может состояться только при наличии
хороших, заботливых, нестереотипных, гибких (то есть не связанных условностями «оглупляющей»
фрейдовской обстановки вмешательства) взаимоотношений «психоаналитикпациент» (Fairbairn, 1958).
Именно эти взаимоотношения в сочетании с переносом делают исцеление возможным. Еще раз
напомним слова самого Фэйрберна (Fairbairn, 1955, р. 156):
«Если речь идет о длительном психоаналитическом лечении, «целительный», или
«спасительный» процесс зависит от развития отношений пациента с аналитиком, через фазу повторения
ранних патогенных отношений под влиянием переноса, в новый вид взаимоотношений, которые
одновременно приносят удовлетворение и адаптированы к обстоятельствам внешней реальности.»
Через перенос «плохие» объекты пациента высвобождаются, «прорабатываются» и замещаются
«хорошими» объектами. «"Плохие" объекты могут успешно высвобождаться, при условии, однако, что
психоаналитик стал для пациента достаточно "хорошим" объектом» (Fairbairn, 1954, р. 70). Итак, чтобы
плохое заместилось хорошим, психоаналитику следует, прежде всего, стать для пациента «достаточно
хорошим» объектом, чтобы пациент ощущал себя в достаточной безопасности, достаточно
«удерживаемым»; только в этом случае возможны высвобождение и замещение. Таким образом, «по
сути своей, психотерапия есть заместительная терапия, предоставляющая пациенту то, чего не смогла
дать мать в начале его жизни» (Guntrip, 1973, р. 191).
Представления Винникота о переносе сходны с таковыми Фэйрберна и Гантрипа. Через
регрессию и перенос, как он считал, «оттаивает» истинное «Я», которое получает возможность расти и
развиваться.
Созревание. В
данном случае применимо практически все, что уже говорилось на тему зрелой
зависимости стадии III личностного развития по Фэйрберну. Индивид в результате анализа начинает
дифференцироваться, обретает способность вступать «в отношения сотрудничества с
дифференцированными объектами» (Fairbairn, 1954, р. 145). В идеале возникает дифференцированное,
консолидированное «Я»; параллельно развивается способность к зрелым взаимоотношениям, взрослой
любви, агапэ. Индивид обретает чувство целостности и интеграции. На фоне таких изменений меняется
и сам характер вмешательства.
«По мере прогресса пациент все ближе подходит к собственно психоанализу, лечение
перерастает в нечто большее, чем просто сотрудничество в рамках инфантильной зависимости; когда
ребенок-пациент дорастает до уровня родителя-психоаналитика, возникают отношения партнерства
двух равноправных взрослых людей. Психоанализ отныне не воспринимается, как психический террор с
риском быть разорванным в клочья, а скорее как дружеское участие и проникновение в суть вещей
человека, с которым у пациента наладились стабильные реалистичные взаимоотношения» (Guntrip, 1961,
р. 413).
Эта метафора ребенка-пациента и родителя-психоаналитика распространяется также на
завершение анализа, неизбежное при достижении пациентом достаточной зрелости: пациент, подобно
подростку или молодому взрослому, покидающему родительский дом, теперь готов начать
самостоятельную жизнь.
«Взаимоотношения между зрелым пациентом и психоаналитиком после завершения
вмешательства,... позволяют провести аналогию с ребенком, который вырастает, развивается в
самостоятельную личность, уходит из родительского дома, чтобы создать собственную семью и жить
своей жизнью; на взрослом уровне сохраняются его любовь к родителям, уважение их опыта и хороших
|