Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 400 
Next page End  

работа с пациентами, реабилитация и сходные с ними слова (см. Belkin, 1975; Hamilton, 1977; Manning &
Cates, 1972; Pallone, 1977; Wrenn, 1972). Я предлагаю считать слово «психотерапия» общим для них и
различать такие значимые подтипы, как рационально-эмотивная и психоаналитическая психотерапия,
детская психотерапия и семейная психотерапия» (р. 104).
Тем не менее авторы данного издания не стали бы уравнивать консультирование с
психотерапией — как это делал первый из них в прошлом (см. Patterson, 1974). Термин
«консультирование» сейчас применяется к широкому кругу действий, включая обеспечение
информацией, преподавание — индивидуальное инструктирование и обучение — и другие действия,
связанные с образованием.
Импульс к работе над пятым изданием дал Род Гудъеар, который также хотел работать над
текстом. К сожалению, он все же не смог этого сделать. В работе над этим изданием моим соавтором
стал Эд Уоткинс. Мне приятно, что он ко мне присоединился.
С. Паттерсон
Введение
Природа теории
Что составляет психотерапевтическую теорию? Сколько всего этих теорий? Теория — это
больше, чем мнение, предположение, выражение позиции или точки зрения. Это больше, чем набор
принципов, методов или техник. Это больше, чем краткое изложение знаний, принципов или методов,
полученных в ходе исследований или на практике.
Теория — это попытка организовать и обобщить знания и найти ответ на вопрос «почему?».
Теория организует, объясняет и излагает в форме законов или принципов факты и знания в какой-либо
области или ее части. Подобная организация или упорядочение того, что мы знаем, дает возможность
систематического описания, из которого в дальнейшем следуют объяснения и предположения,
впоследствии подвергающиеся проверке. Теории изобретаются или создаются именно для этих целей, а
не просто существуют где-то сами по себе в ожидании, что кто-то их откроет. Практика может
основываться на эмпирическом знании. Теория, ее объясняющая, дает ощущение понятности и
рациональности и намечает дальнейшие пути практики. Она обеспечивает руководство к применению
практических знаний и основу для обобщения, предугадывания дальнейшего хода событий и внесения
поправок в новых или отличных ситуациях.
Как правило, у теории есть определенные характеристики. Во-первых, она состоит из набора
постулатов или положений. (Положения иногда отличаются от постулатов; разница между ними — в
степени уверенности в их истинности. Постулаты не столь безоговорочны.) Они обозначают условия
той области, в которой существует данная теория. Это данность, которая принимается без каких бы то
ни было доказательств. Они должны обладать внутренней логикой. Во-вторых, имеется набор
определений, терминов или концепций данной теории. Эти определения связывают концепции с
известными данными или с действиями и таким образом обеспечивают возможность изучения
концепций через исследования и эксперименты. В-третьих, термины или концепции определенным
способом взаимодействуют друг с другом; эти взаимодействия исходят из набора правил, обычно из
правил логики. Они включают в себя причинно-следственные отношения. В-четвертых, на основе этих
положений, определений и взаимодействий строятся или выводятся гипотезы. Обычно гипотезы
предполагают то, что должно быть верным в случае, если положения, определения, взаимодействия и
основания, на которых построены следующие из них заключения, верны, то есть если данная теория
работает. Из имеющихся положений, определений и взаимодействий следуют определенные выводы,
которые предположительно верны. Гипотезы представляют эти выводы в форме, которая позволяет
проверить их верность.
Проверка гипотез ведет к новым знаниям. Если гипотеза не подтверждается соответствующими
наблюдениями и экспериментами, то теория должна быть скорректирована или пересмотрена, из нее
Hosted by uCoz