работа с пациентами, реабилитация и сходные с ними слова (см. Belkin, 1975; Hamilton, 1977; Manning &
Cates, 1972; Pallone, 1977; Wrenn, 1972). Я предлагаю считать слово «психотерапия» общим для них и
различать такие значимые подтипы, как рационально-эмотивная и психоаналитическая психотерапия,
детская психотерапия и семейная психотерапия» (р. 104).
Тем не менее авторы данного издания не стали бы уравнивать консультирование с
психотерапией как это делал первый из них в прошлом (см. Patterson, 1974). Термин
«консультирование» сейчас применяется к широкому кругу действий, включая обеспечение
информацией, преподавание индивидуальное инструктирование и обучение и другие действия,
связанные с образованием.
Импульс к работе над пятым изданием дал Род Гудъеар, который также хотел работать над
текстом. К сожалению, он все же не смог этого сделать. В работе над этим изданием моим соавтором
стал Эд Уоткинс. Мне приятно, что он ко мне присоединился.
С. Паттерсон
Введение
Природа теории
Что составляет психотерапевтическую теорию? Сколько всего этих теорий? Теория это
больше, чем мнение, предположение, выражение позиции или точки зрения. Это больше, чем набор
принципов, методов или техник. Это больше, чем краткое изложение знаний, принципов или методов,
полученных в ходе исследований или на практике.
Теория это попытка организовать и обобщить знания и найти ответ на вопрос «почему?».
Теория организует, объясняет и излагает в форме законов или принципов факты и знания в какой-либо
области или ее части. Подобная организация или упорядочение того, что мы знаем, дает возможность
систематического описания, из которого в дальнейшем следуют объяснения и предположения,
впоследствии подвергающиеся проверке. Теории изобретаются или создаются именно для этих целей, а
не просто существуют где-то сами по себе в ожидании, что кто-то их откроет. Практика может
основываться на эмпирическом знании. Теория, ее объясняющая, дает ощущение понятности и
рациональности и намечает дальнейшие пути практики. Она обеспечивает руководство к применению
практических знаний и основу для обобщения, предугадывания дальнейшего хода событий и внесения
поправок в новых или отличных ситуациях.
Как правило, у теории есть определенные характеристики. Во-первых, она состоит из набора
постулатов или положений. (Положения иногда отличаются от постулатов; разница между ними в
степени уверенности в их истинности. Постулаты не столь безоговорочны.) Они обозначают условия
той области, в которой существует данная теория. Это данность, которая принимается без каких бы то
ни было доказательств. Они должны обладать внутренней логикой. Во-вторых, имеется набор
определений, терминов или концепций данной теории. Эти определения связывают концепции с
известными данными или с действиями и таким образом обеспечивают возможность изучения
концепций через исследования и эксперименты. В-третьих, термины или концепции определенным
способом взаимодействуют друг с другом; эти взаимодействия исходят из набора правил, обычно из
правил логики. Они включают в себя причинно-следственные отношения. В-четвертых, на основе этих
положений, определений и взаимодействий строятся или выводятся гипотезы. Обычно гипотезы
предполагают то, что должно быть верным в случае, если положения, определения, взаимодействия и
основания, на которых построены следующие из них заключения, верны, то есть если данная теория
работает. Из имеющихся положений, определений и взаимодействий следуют определенные выводы,
которые предположительно верны. Гипотезы представляют эти выводы в форме, которая позволяет
проверить их верность.
Проверка гипотез ведет к новым знаниям. Если гипотеза не подтверждается соответствующими
наблюдениями и экспериментами, то теория должна быть скорректирована или пересмотрена, из нее
|