al., 1991; Weiss, 1988, 1993; Weiss & Sampson, 1986).
Если же работа созданной Вейссом/Сэмпсоном группы из Сан-Франциско оказалась
результативной, какой вывод можно сделать об эффективности терапии объектных отношений?
Вероятно, лучшее, что можно сделать, это вновь процитировать Игла и Волицки (Eagle & Wolitzky, 1992),
которые высказались о терапии объектных отношений, а также о других психоаналитических моделях
терапии таким образом: «[В] какой мере использование той или другой модели или их комбинации
связано с реальной результативностью вмешательства... [еще] предстоит выяснить в ближайшем
будущем» (р. 151).
Что же можно сказать о будущем теории и терапии объектных отношений? Объектные
отношения, во всяком случае в настоящий момент, пользуются большой популярностью и хорошо
принимаются в кругах психоаналитиков. Возвращаясь к двум основоположникам теории объектных
отношений, надо сказать, что в последнее время вышли многие работы, посвященные Фэйрберну,
Винникоту и их взглядам (Docker-Drysdale, 1989; Giovachinni, 1990; Goldman, 1993; Grotstein & Kinsley,
1993; Hughes, 1989; Little, 1990; Sutherland, 1989; Winnicott & Shepherd, 1989). Выходит множество книг на
тему семейной, групповой и индивидуальной психотерапии объектных отношений (например, Cashdan,
1988; Horner, 1991; Scharff & Scharff, 1987, 1991, 1992). Проводятся рабочие совещания и семинары на эту
тему. Действительно, в настоящее время наблюдается значительный интерес к материалам по
объектным отношениям, они широкодоступны.
Вместе с тем не является ли теория объектных отношений, как выразился Холт (Holt, 1985), всего
лишь причудой? По нашему мнению, нет. Объектные отношения дают нам альтернативный подход к
развитию, изменению и терапии. Наиболее полно эта теория изложена в работах Фэйрберна,
Винникота и Гантрипа. Что касается других представителей данного подхода, о которых не шла речь в
данной главе, например Мелани Кляйн, Гарри Стека Салливана и Михаэля Балинта, в их работах также
можно найти немало интересного и поучительного. Их влияние на теорию и терапию будет шириться,
его еще предстоит исследовать, проанализировать. Хочется надеяться, что будут предприняты усилия по
применению терапии объектных отношений при различных терапевтических проблемах и модальностях
вмешательства, будут проанализированы ее связи с другими теориями, а концепции адаптированы к
краткосрочным подходам. По нашему мнению, теория объектных отношений достаточно актуальна и в
ближайшем будущем не сойдет с психоаналитической сцены.
Давайте завершим эту главу и первый раздел в целом цитатой из великолепной книги Гринберга
и Митчелла (Greenberg & Mitchell, 1983). Вот что они говорят о будущем психоанализа подходе
объектных отношений и модели (фрейдовской) структуры влечений.
«Трудно давать прогноз о перспективах развития такой сложной дисциплины, какой является
психоанализ. Возможно, модель структуры влечений окажется достаточно убедительной и прочной,
чтобы включить в себя все концепции объектных отношений. В этом случае теория объектных
отношений прекратит самостоятельное существование, сыграв достойную роль в развитии и
поддержании более раннего подхода. С другой стороны, не исключено, что объектные отношения будут
все больше проникать в теорию и практику. Тогда теория влечений станет постепенно терять своих
последователей, продолжая оставаться важной, изящной, но более не работоспособной техникой.
Мы полагаем, что ни один из этих сценариев не будет реализован. Парадоксальность
двойственной природы человека как высоко индивидуального и, одновременно, социального существа,
столь глубока и так тесно связана с историей цивилизации, что вряд ли можно будет отыскать простое
решение в одном из направлений. Более вероятным представляется сохранение и расширение
значимости обеих моделей влечений и отношений, которые будут подвергаться постоянным
преобразованиям; и в результате взаимодействия этих двух взглядов на человеческие переживания
наладится творческий диалог» (pp. 407-408).
До сих пор обе модели продолжают существовать, обе по-прежнему пересматриваются, а
комплексное взаимодействие между ними определенно породило творческий диалог. Мы не видим
причин для изменения такого положения в ближайшем будущем.
Часть II. Подходы, основанные на теории научения
|