литературу конца 1960-х гг., чтобы составить более полное представление о поведенческой терапии,
однако не объединяет части слона в единое целое. Канфер и Филлипс (Kanfer & Phillips, 1969) также
призывали к «созданию очерченных концептуальных рамок, откуда клиницист мог бы заимствовать
новые техники с четко сформулированными обоснованиями, предсказуемыми эффектами и
обоснованными критериями и методами оценки эффективности» (р. 448). До сих пор ничего подобного
не существует.
Работа Вольпе, включая вышедшую в 1958 г. книгу и ее дополнения 1969, 1973, 1982 и 1990 гг.,
предлагает относительно систематический взгляд на поведенческую терапию, основанный
преимущественно на теории и исследованиях классического обусловливания. Пока отсутствует
аналогичное описание терапии, основанной на теории и исследованиях оперантного обусловливания,
не было предпринято и систематической попытки интеграции обоих этих подходов в более широкую и
всеобъемлющую теорию научения. Вместе с тем опубликовано подробное руководство по
поведенческой терапии, включающее оба подхода в качестве самостоятельных моделей, и
терапевтические процедуры, которые присущи обеим моделям, представляя их как смешанные модели.
Эту работу проделали Канфер и Филлипс (Kanfer & Phillips, 1970), написанное ими руководство по
поведенческой терапии лучшее на сегодняшний день. Предыдущее издание данной книги включало
резюме этой работы.
По соображениям экономии места невозможно дать здесь адекватную оценку поведенческой
терапии. Опубликован ряд критических работ (Breger & McGaugh, 1964, 1968; Grossberg, 1964; Patterson,
1969; Rachman & Eysenck, 1966; Weitzman, 1967; Wiest, 1967), а также обзоров и оценок (Emmelkamp, 1986,
1994; Ollendick, 1986). По мере накопления фактов и опыта поведенческие психотерапевты все больше
отдают должное сложности человеческого поведения и поведенческих проблем, а также отдают себе
отчет в том, что поведенческая терапия это не панацея. Наглядным примером служит книга Канфера
и Филлипса (Kanfer & Phillips, 1970).
Лазарус (Lazarus, 1971), который считается поведенческим терапевтом, работал с Вольпе в
течение нескольких лет и опубликовал критический обзор поведенческой терапии. Он, в частности,
писал, что
«методы поведенческой терапии весьма эффективны, если используются в тщательно
отобранных случаях опытными клиницистами. Если же процедуры используются за пределами своего
предназначения, результатом обычно бывает разочарование. Методы эти далеко не панацея, поэтому
они не годятся для любых случаев, и можно, как в пословице, с водой выплеснуть и ребенка» (р. 1).
Лазарус продолжает:
«Опасность заключается в преждевременной завышенной оценке принципов научения с
приданием им статуса научных истин, а также в использовании термина «современная теория
научения» для обозначения того, что лучше описать как «современные теории научения» ...Таким
образом, заявление Айзенка о том, что поведенческая терапия обозначает «методы лечения, вытекающие
из современной теории научения», не более чем заманчивый лозунг» (pp. 5-6).
Он расценил разработанные Вольпе два десятка поведенческих техник, как «полезную точку
отсчета для повышения клинической эффективности, а не законченную систему, способную положить
конец 90% мировых невротических страданий» (pp. 6-7). Он оценил поведенческую терапию как
объективное дополнение к психотерапии. Он утверждал, что «некоторые поведенческие
психотерапевты теперь осознают тот факт, что процессы взаимодействия, более разнообразные и
сложные, чем реципрокное торможение и оперантное обусловливание, пронизывают их интервью и
мешают или способствуют применению конкретных техник» (р. 9).
Более сложные и разнообразные процессы, если воспользоваться термином Лазаруса, включают
не только процессы, связанные с отношениями между психотерапевтом и клиентом, но также и
когнитивные процессы. Когнитивные элементы всегда присутствовали в основанных на теории
научения подходах в психотерапии. Доллард и Миллер явно учитывали роль высших психических
процессов в развитии и лечении эмоциональных проблем. Канфер и Филлипс также признавали
когнитивные аспекты. Многие бихевиористы в настоящее время не только склонны отдавать должное
когнициям, но и открыто используют чисто когнитивные методы и техники (Goldfried & Davison, 1976;
Mahoney, 1974; Martin & Pear, 1978; O'Leary & Wilson, 1975; cp. Glass & Arnkoff, 1992).
|