ошибкам, слабостям и т. п.
3
Чрезмерная персональная
ответственность
Я виноват во всех неудачах,
неприятностях и т. п.
Техника реатрибуции
4
Апелляция к прошлому при
прогнозировании будущего
Если нечто было справедливо
раньше, оно будет справедливо
всегда
Разоблачение ошибочной логики.
Уточнение всех факторов,
способных повлиять на исход
событий
5
Персонализация
Я нахожусь в центре всеобщего
внимания особенно мои
ошибки и просчеты. Я являюсь
причиной всех неприятностей
Установление критериев для
измерения внимания
окружающих, а также
определение всех возможных
причин неблагоприятного
события
6
«Катастрофизация»
Всегда жди плохого. С тобой
может случиться только плохое
Расчет реальной вероятности.
Акцентирование фактов,
опровергающих мрачные
прогнозы
7
Дихотомизм мышления
Существуют только две
категории для оценки событий,
людей, поступков (черное
белое, хорошееплохое)
Демонстрация того, что любое
событие может быть оценено в
континууме
Отказ от дисфункциональных убеждений: возможные выгоды и потери
Иной раз пациенту бывает трудно отказаться от своих дисфункциональных убеждений. Ему
кажется, что в этом случае он лишится чего-то важного для себя. В его сознании субъективные потери
перевешивают объективные выгоды, и объясняется это тем, что в депрессии человек структурирует мир
и все происходящее как «безвыигрышную» ситуацию, видя одни только «минусы» и игнорируя
очевидные «плюсы».
В данном случае мы рекомендуем применить стандартную процедуру, используемую для
проработки «безвыигрышных» ситуаций. Пациент по просьбе терапевта перечисляет все «плюсы» и
«минусы» своего убеждения или же приводит соображения в пользу отказа от убеждения и в пользу его
сохранения, после чего они обсуждают составленный перечень и корригируют искажения (если таковые
имеются).
Ниже приведен пример, показывающий применение данной процедуры для модификации
базового убеждения пациентки: «Всегда и во всем будь на высоте. Никогда не делай ошибок».
Пациентка привела следующие соображения в пользу отказа от этого убеждения.
1. Если бы не это убеждение, я могла бы перепробовать кучу всяких занятий, например
научилась бы водить машину.
2. Если бы я была более открытой, у меня было бы больше друзей.
3. Я бы не боялась допустить ошибку и не огорчалась бы из-за каждого промаха.
4. Я смогла бы наконец примириться с тем, что я несовершенна, как всякий человек.
Доводы в пользу сохранения данного убеждения звучали так.
1. Благодаря этому убеждению я прекрасно училась и сейчас отлично справляюсь со своей
работой.
2. Все, за что я берусь, я делаю хорошо.
3. Не позволяя себе браться за то, в чем я не сильна, я избегаю неприятностей и проблем.
Терапевт обсудил с пациенткой приведенные ею доводы.
Терапевт. Возможно, это убеждение помогает вам в вашей нынешней работе, но насколько оно
полезно с точки зрения будущей вашей карьеры?
Пациентка. Ну на самом деле оно связывает меня. Я чувствую, что я переросла мою нынешнюю
должность. Будь я посмелее, я бы работала сейчас в какой-нибудь крупной компании и на более
высокой должности.
Т. Боязнь сделать ошибку часто останавливает людей от использования имеющихся
|